«БЕШЕНЫЕ БАБКИ» НА КАВКАЗСКОЙ ТРОПЕ. «Узоры времен». (День 12-15. Итоги. Хазар. Экраноплан. Дербент).
НАЧАЛО ЗДЕСЬ.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ЗДЕСЬ.
День 12-15. Итоги. Хазар. Экраноплан. Дербент.
Прежде, чем мы попрощаемся с гостеприимным селом Кубачи и с Кавказской тропой, подведем краткие итоги того, как мы, три подруги возраста 55+ прошли первый участок Кавказской тропы — «Узоры времен».
Официальный трек составляет 107 км и пролегает от г.Дербент до с.Кубачи.
Наши итоги:
— наш километраж с учетом осмотра достопримечательностей, отклонений от маршрута, чтобы увидеть что-либо дополнительно, а также в связи с ошибками, составил 133 км;
— активное ходовое время «от дома до дома» с учетом остановок на отдых на треке, осмотров достопримечательностей и т. д. составило 68 часов;
— на треке прошли перевалы: пер.Галпай(1745м) и пер.Вархадаг(2050м), безымянный перевал ч/з хр.Беюк Дере(1084м) и поднялись на г.Джалган(708м).
— посетили множество исторических и природных достопримечательностей, в том числе: крепость Нарын-Кала и другие достопримечательности г.Дербент, стена Даг-Бары, пещера Дюрк, «Шея-гора», святые источники, древние кладбища;
— увидели заброшенные старинные села: Кемах, Ст. Барша, Санакари, Тама, Чахри, Амузги;
— посетили и познакомились с гостеприимством жителей дагестанских сел нескольких районов: Джалган, Митаги, Дарваг, Хустиль, Варсит, Адага, Шири, Кубачи и др.
— ну и, конечно: красивые горы, чистые реки, голубое небо, солнце, дождь, ветер, медвежьи следы, птицы, змеи, зеленая трава, яркие цветы …….
Оценка и выводы по маршруту «Узоры времен»:
— замечательный треккинговый маршрут невысокой сложности, который по силам любому человеку, который может много ходить и имеет представление, что такое элементарная физическая активность;
— возможно прохождение маршрута с легким рюкзаком без палатки и запаса продуктов, останавливаясь на ночевки в гостевых домах или у местных жителей «друзей тропы» (проблемное место — с.Чахри, поэтому легкий спальник желательно иметь);
— при желании, маршрут можно пройти автономно с палаткой, частично пополняя запасы продуктов на маршруте в селах;
— на мой взгляд, вариант с ночевками в селах особенно интересен, так как общение с местными жителями и погружение в их быт — ярчайшая составляющая трека, которая делает обычный маршрут незабываемым и очень колоритным;
— маршрут вполне пригоден для прохождения соло, даже если раньше такого опыта не было (но считаю, что в таком случае хоть какой-то опыт треккинга должен быть, а еще лучше — в горах);
— данный участок лучше не ходить в разгар лета (июль-август), так как очень жарко.
Главный вывод: путь надо обязательно продолжить!!
Итак, наш маршрут завершен, пора возвращаться. Мы сделали завершающий звонок в МЧС, договорились с такси и выехали в сторону Дербента в Хазар, небольшой поселок на берегу Каспийского моря, чтобы несколько дней провести как обычные нормальные отпускники купаясь в море и наслаждаясь осенним, но все еще теплым солнцем.
Во время дороги ничего не снимали, но дорога очень и очень красивая, хотя от Кубачи до трассы она довольно сложная, встречались даже оползни, образовавшиеся после дождя.
На Хазаре мы остановились после долгих поисков жилья, которое бы нас устроило и по качеству, и по деньгам. Уже почти отчаявшись, наткнулись на Яндекс.Картах на гостевой «Дом у моря» (на карте он просто «гостинница»). Очень уютный, новый, прямо на берегу моря и с очень приятной ценой. Я вполне могу его рекомендовать, бронирование только по телефону, так как на привычных агрегаторах этого гостевого дома нет (по крайней мере в этот год не было). Конечно, здесь нет обустроенной пляжной инфраструктуры, но нам поваляться просто на песке у моря гораздо приятнее, чем среди строя лежаков.
Местоположение Хазара удобно тем, что довольно близко от Дербента, но море уже чистое. Также недалеко находятся различные природные достопримечательности, которые могут скрасить отдых: Самурский лес, Карчагская теснина, Ахтынские бани, Зрыхский водопад и другие.
Мы тоже не ограничились лишь чиллом, а использовали последние денечки отпуска, чтобы увидеть еще что-нибудь интересное. И, конечно, не могли обойти своим вниманием знаменитый экраноплан «Лунь».
Он находится в деревне Арабляр, в 20 км южнее Дербента, на берегу моря. Планируется, что Лунь будет центральным экспонатом парка военной техники «Патриот». Также здесь планируется разместить списанные боевые машины и самолеты, построить детские площадки, прогулочные зоны, летний кинотеатр, торговые павильоны. Осенью 2023 года, когда приехали мы, строительство шло полным ходом, но это не мешало туристам, в том числе и нам, пробраться через строительную площадку к этому монстру.
Да, замечу, что в эти дни мы передвигались исключительно на такси, заказывая машины через Яндекс. Так получалось быстрее и не очень дорого.
Проект 903, так назывался этот ударный экраноплан-ракетоносец, был разработан в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях в 1970-х годах, построен на заводе«Волга» в Нижнем Новгороде и спущен на воду в 1986-м.
«Лунь» — единственный ракетный экраноплан, поступивший на вооружение Каспийской флотилии, так как после перестройки весь проект был заморожен.
Его длина почти 74 метра, высота – 19 метров, размах крыльев – 44 метра, масса – 380 тонн. Скорость – 500 километров в час, что в 10 раз больше, чем у самых передовых боевых кораблей. Он был вооружен зенитными орудиями и шестью сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», способными поражать цели на расстоянии 250 километров.
В интернете про этот проект довольно много информации, в том числе научно-технической, а также документальной хроники. Для тех, кого интересуют подробности, без труда могут их найти, прочитать и посмотреть. Мне было очень интересно и познавательно.
Кстати, имя этого экраноплана «Лунь» — не случайно. Мне в этом названии казалось что-то космическое, но нет, лунь в природе — это большая хищная птица.
Лунь — это дневной хищник семейства ястребиных отряда ястребообразных. Он умеет без единого звука на предельно малой скорости скользить у самой земли и хватать зазевавшихся полёвок, неосторожно высунувшихся из норок пеструшек, едва научившихся летать птенчиков полевых и болотных птиц, а также земноводных.
Экраноплан за его «самолетные» формы в быту и среди туристов часто обзывают самолетом, что категорически не верно. Экраноплан в официальной советской классификации — это транспортное средство на динамической воздушной подушке. То есть он перемещается над поверхностью, поддерживаемое в атмосфере за счёт взаимодействия с воздухом, отражённым от поверхности земли или воды. Экраноплан объединяет в себе лучшие качества и судна, и самолёта. Как лунь из мира пернатых, он несется над поверхностью на сверхнизкой высоте, отсюда и название проекта.
После заморозки проекта прошли трагические для Луня 30 лет забвения и гниения в доке. Судьба конструктора Алексеева оказалась такой же трагичной, как и у экраноплана. Его ждали критика, неприятие и гибель во время испытаний. Когда сгнил и док, экраноплан задумали утилизировать, но нашлись энтузиасты, которые решили его спасти.
Операция по буксировке монстра на нынешнее место была уникальной и непростой. Теперь мы можем увидеть это чудо техники. Но говорят, что сохранился не только алюминиево-магниевый корпус, но рубки. Поэтому, когда начнут водить экскурсии, можно будет осмотреть его и изнутри.
Поездка к Луню мне понравилась: недалеко, интересно, необычно. Несмотря на то, что в начале путешествия мы посвятили Дербенту полтора дня, решили съездить в этот старинный город еще раз.
Погода на это раз стояла прекрасная. Мы просто гуляли по его атмосферным улочкам, пытались запомнить этот город и свои впечатления от него, заглянули на рынок.
В музеи мы не заходили, но удалось осмотреть единственную в Дербенте мечеть с минаретом. Мы уже гуляли мимо нее в первые дни путешествия. Но в этот раз нам удалось не только посмотреть внутри, но и по узкой темной лестнице подняться на минарет.
Вид на город с минарета был замечательный.
В завершении своего рассказа, я хочу сделать подарок тем, кто дочитал его до конца — подборку прекрасных фото Каспийского моря от Юлии Рубцовой. Этим я хочу выразить ей большое спасибо за предоставленные фото для иллюстрации моего рассказа.
А вам желаю насладится красивыми закатами и восходами не только на фото, но и в реальности. Приезжайте в Дагестан! До встречи на тропе!
Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу