«БЕШЕНЫЕ БАБКИ» НА КАВКАЗСКОЙ ТРОПЕ. «Узоры времен». (День 5. Варсит-Адага). - Еду Иду Куда Хочу skip to Main Content
«БЕШЕНЫЕ БАБКИ» НА КАВКАЗСКОЙ ТРОПЕ. «Узоры времен». (День 5. Варсит-Адага).

«БЕШЕНЫЕ БАБКИ» НА КАВКАЗСКОЙ ТРОПЕ. «Узоры времен». (День 5. Варсит-Адага).

НАЧАЛО ЗДЕСЬ.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ЗДЕСЬ.

День 5. Хустиль-Варсит.

с.Варсит — с.Старая Барша — «Хъявгъума» («Шея-гора») — пер.Галпай (1745м) — урочище Амшари — с.Адага.

— пройденное расстояние — 21,5 км;
— min высота — 1080 м;
— max высота — 1769 м;
— общее время — 11 часов.

Внимание! Пройденный маршрут соответствует официальному треку Тропы, действующему на момент прохождения (сентябрь 2023г).

Вечером мы довольно поздно ушли спать, и я переживала, что встанем с трудом. Но нет, как и положено, в 7 утра мы были уже на ногах. Вкусно позавтракали, собрались и сначала без рюкзаков отправились погулять по старому селу.

Кот Бизик (что в переводе означает «кот») не хотел нас отпускать. Обнимал наши боты и надеялся, что мы передумаем. Обожаю это фото, сколько в нем чувств и кошачей экспресии!

Фото Юлии Рубцовой

По дороге до старого села не больше полукилометра.

Фото Юлии Рубцовой

Фото Юлии Рубцовой

Прошли местную администрацию, старую школу и свернули на узкие улочки.

Фото Юлии Рубцовой

История села Варсит очень интересная.

Село Варсит является центром «Ирчамула». Ирчамул (с кайтагского переводится «девять»)— одна из исторических областей Верхнего Кайтага, которая возникла в результате родо-племенного объединения нескольких, а точнее, девяти сел.

Фото Юлии Рубцовой

Раньше жители этих сел жили на территории нынешнего Дербентского района, они владели плодородными землями, виноградниками, собственными солеными озерами и даже добывали нефть.

С возникновением Кайтагского уцмийства (феодальное государство в Дагестане, существовавшее в V—XIX веках) местное население стали облагать непомерными налогами, отбирали лучшие земли. Не вытерпев издевательств и произвола, народ восстал. Бунт жестоко подавили, а ирчумалцев выселили в горы. Часть из них поселились в том месте, где в настоящее время находится село Варсит. Они на первое время устроились под «варси», что в переводе означает «бурки» (бурка – это шерстяной плащ-накидка), отсюда и произошло название села.

Но жизнь сельчан здесь, в горах, не была спокойной. По преданиям, село не раз подвергалось нападениям со стороны иностранных завоевателей. Его разрушали, а жители вновь восстанавливали свое село.

Фото Юлии Рубцовой

Мы бродили среди домов, которые теперь уже разрушало время. А самое грустное было то, что разрушенное временем сейчас некому восстанавливать. Какие-то дома были хотя бы с закрытыми дверями и, поэтому казалось, что обязательно хозяева приедут, откроют двери и окна, а жизнь вновь вернется.

Фото Юлии Рубцовой

Но глядя на дома совсем разрушившиеся, понимаешь, что эта надежда очень призрачна.

Фото Юлии Рубцовой

В центре села находится мечеть. Если бы Зиявтин с Зульфией нам на нее не показали бы, возможно, мы даже не поняли ли бы, что это – мечеть.

— Вон там, по центру видите, дом с минаретом? – пытались нам объяснить, показывая на склон, где расположились дома старого села.

Но мы никак не могли разглядеть никакого минарета. Ведь мы привыкли, что минарет – это высокая башня рядом с мечетью. А башню мы не видели. Но нам объясняли, что раньше еще не было технологий строить высокие минареты, поэтому минареты были другими.

Когда подошли к этому зданию, то сразу поняли, что это и есть мечеть. А минаретом назвали выступающую часть на доме, похожую на своеобразный эркер, с его внешней стороны.

Честно скажу, мне стало интересно узнать об этом поподробнее. И когда уже дома, по возвращению, я стала искать информацию о таких необычных минаретах и об их возрасте, то у меня появились сомнения. Ведь этот эркер очень был похож на михраб. А после того, как в интернете нашла видео, в котором эта мечеть снята изнутри, мое сомнение стало еще больше. Внутри мечети на этом месте была ниша.

Михрабом в мечетях как раз называют стенную нишу, обустройство которой призвано указать направление на Каабу в Мекке, и чаще всего ее делают в центре стены. Лицом к этой нише обычно молится имам, стоящий во главе намаза.  Кааба в Мекке – главная святыня мусульманского мира.

Позже, почти через год после этого маршрута, я продолжила путь по Кавказской тропе. И в селе Корода познакомилась с Гаджимагомедом, который в своем гостевом доме «Айва» также принимает путников с тропы. Знакомство было заочным, тем не менее, мне он показался верующим человеком, хорошо знающим традиционную культуру ислама.

Я написала ему и попросила проконсультировать меня. Он меня поддержал и объяснил, что, судя по моему описанию, это и есть михраб. А минаретом нам его назвали скорее всего по причине сложности перевода на русский язык. Правда, сказал, что если у михраба есть выход наверх, то его можно использовать и как минарет. А также он объяснил, что мечети с минаретами считаются обновленными, так как минареты появились всего 225 лет назад.

На южной стороне мечети в Варсите имеется надпись, где указаны годы постройки – 1662-1664 гг. Что лишний раз подтверждает, что время строительства традиционных минаретов в те годы еще не настало.

На крупных камнях, высеченных вручную, из которых построена мечеть, вырезаны красивые узоры и есть арабские надписи. Скорее всего это не первая мечеть на этом месте. Как я уже говорила, село возникло гораздо раньше и было много раз разрушено. Значит разрушали и мечети.

Прогуливаясь дальше, мы увидели источник. Говорят, что вода в нем до сих пор очень вкусная, холодная и сладкая.

Если приглядеться, то на нем тоже есть арабская надпись, хотя она и забелена.

Фото Юлии Рубцовой

Около источника мы встретили пожилую женщину, поговорили немного с ней о жизни в селе. Она рассказала, что пытается поддерживать источник в чистоте и белит его каждый год. Поэтому он такой чистенький и ухоженный.

Многие дома в селе очень старые. А вот этот считается одним из самых старых.

Фото Юлии Рубцовой

Посмотрите на камни с рисунками и арабской вязью, особые каменные карнизы, деревянные пояса между этажами (есть мнение, что они выполняют функцию сейсмопояса).

Фото Юлии Рубцовой

К сожалению, мы не смогли зайти в какой-нибудь дом, посмотреть изнутри. Большинство домов были закрыты, а какие-то, как я уже говорила, сильно разрушены и густо заросшие крапивой. Но впечатлений было очень много.

Фото Юлии Рубцовой

Фото Юлии Рубцовой

Прогулка по старому Варситу вместе с дорогой заняла у нас часа полтора и была очень интересной. Если бы я получила такую возможность, то с большим удовольствием еще раз прогулялась бы по селу, обращая больше внимания на подробности.

Пора отправляться в путь. Мы еще раз попрощались с гостеприимными хозяевами и вышли за село.

Фото Юлии Рубцовой

Первые 6 км шли в основном по лесу. Большого набора высоты не было, поэтому идти было не так сложно, но почему-то очень медленно.

Фото Юлии Рубцовой

Наконец, мы вышли на открытое пространство. Поляна с пасущимися коровками и красивым видом.

Вдалеке виднелась целая россыпь сел, растянувшихся на высоком противоположном берегу реки Ханагчай. Внизу — крыши домов села Шиланша.

Фото Юлии Рубцовой

Где-то здесь у меня на карте была отмечена интересная природная достопримечательность, которую хотелось найти и посмотреть. Это — Хъявгъума (Шея-гора), или совсем по-простому — Каменный гриб.

Мы оставили рюкзаки на пригорке среди коров и пошли на поиски. Через сотню метров спустились к разрушенному дому. И дом, и тропа были сильно заросшие крапивой.

Недалеко от этого дома — еще один разрушенный дом, который когда-то был мечетью.

Фото Юлии Рубцовой

Этот дом и мечеть, а также кладбище неподалеку — все, что осталось от села Барша. Как вы уже знаете, о местах, мимо которых я прохожу, стараюсь найти интересную историческую информацию. Так вот, о селе Барша что-либо найти было очень трудно. В основном вся информация есть только о селе Новая Барша, куда по программе переселения в середине 60-х годов прошлого столетия переехали жители Барши.

Но все же пару слов рассказать смогу. История села Барша, как и села Варсит, неразрывно связана с союзом Ирчамул. В настоящее время одним из девяти сел Ирчамула является село Шиланша. Есть такое мнение, что когда-то Барша и Шиланша были одним селом, а корень названия Барша происходит от иранского «бурс» — великий, высокий. То есть Барша — это верхняя часть села.

Хотя есть и другая версия возникновения названия. На кайтагском диалекте «бари» — солнце, а «шалабирар» — светит. Так как село располагалось на горе, с восходом первые лучи солнца всегда его ярко освещали. Местные соединили эти два слова и получилось Барша.

Предки жителей села бежали сюда из Нижнего Кайтага в конце 14 века, спасаясь от опустошающих набегов Тимура. В этих окрестностях был большой город Урцема, который тянулся на 2-3 км. Он тоже был разрушен войском Тимура (по одной из версий). Напоминанием о тех временах у села Шиланша стоит трехэтажная сторожевая башня, построенная в 14-15 веках. Мы к ней не спустились, потому что просто не знали о ее существовании.

Мечеть, у развалин которой мы оказались, не очень старая, ей всего сто с небольшим лет. А точнее, год ее постройки 1909г. Однако, здесь есть, на что посмотреть. Резные камни с арабской вязью, дубовые резные оконные и дверные рамы, старинные петли… Жаль, что мы близко не подошли, чтобы рассмотреть получше. Опять помешала жгучая крапива.

Прошли дальше мимо мечети по тропке и, наконец, увидели главную достопримечательность — каменный гриб Шея-гора или Хъявгъума на местном языке.

Это огромный камень, лежащий на постаменте, как на шее. Чаще всего в источниках местом ее нахождения пишут село Шиланша, а не Барша. Скорее всего потому, что как таковой Барши уже не существует.

Этот камень — очень известная достопримечательность. Местный поэт Магомед Рашидов даже сложил об этом камне много песен, в которых он разговаривает с ним, как с живым, делясь своими переживаниями.

Здесь же сохранилось старое кладбище, где находится пятигранная двухметровой длины надгробная плита с куфической надписью 13-14 веков. Что такое куфическая письменность, я уже писала.

Итак, с достопримечательностями на этот день мы завершаем. Время уже перевалило далеко за полдень, а мы прошли всего треть пути. К тому же, предстоит переход через перевал Галпай. Нам надо будет набрать примерно 400м высоты и затем резко сбросить 700м.

Почти сразу с поляны мы вышли на дорогу и шли в основном по лесу. Дорога была очень неприятная, вся разбитая и грязная от строительных работ. К тому же испортилась погода и стало очень сыро.

Я по своему обыкновению, убежала немного вперед от девочек, но старалась идти так, чтобы их было слышно или видно. И вдруг…

Что это могло быть?!!

Смутная догадка мелькнула в голове. Медведи?? Медведи!! Следы были свежие, виден каждый коготочек. Следы были повсюду: по ходу, навстречу, вдоль и поперек. Кое-где они перемежались свежими, еще не заветрившими кучами какашек тоже явно медвежьего происхождения.

А ведь нас предупреждали встретившиеся накануне туристы, что после Варсита очень много следов медведей.

Я обернулась назад на дорогу. Девочек не было ни видно, ни слышно. Пошарила в карманах: свисток, конечно, не нашла и из головы вылетело, куда его засунула. Вспомнила, что надо петь и шуметь на дороге, где могут быть медведи, чтобы их отпугнуть.

Значит надо петь. Первое, что пришло в голову: «Мишка, мишка, где твои штанишки…». Откуда взялась такая глупость? В знаменитой песне речь шла про улыбку, но делать нечего, парализованный мозг отказывался петь что-то другое.

Громко тоже не получалось. Дрожащим голосом полушепотом я пела: «Мишка, мишка, где твои штанишки?». Медведь, даже если бы очень постарался, ни услышал бы ни одного звука.

Тут подтянулись подруги. Хором запели какой-то коммунистический марш и с опаской продолжили путь по дороге. Юля сейчас меня поправляет, говорит, мы пели что-то про Винни-Пуха….

Вскоре следов и какашек становилось все меньше, пока они совсем не исчезли, а петь мы перестали. Успокоились настолько, что не заметили, что вместо подъема, почему-то спускаемся вниз.

Будьте внимательны, сход с дороги на тропу (примерно через 3,5 км от поляны, с которой мы гуляли к Шее-горе) очень легко проскочить. А знак, если его специально не ждать, то и не увидишь. Мы убежали мимо на 400-500м, пришлось возвращаться.

После схода с дороги, тропа на перевал поднимается по густым, сырым и мрачным зарослям, местами заросшими борщевиком и крапивой.

Фото Юлии Рубцовой

Фото Юлии Рубцовой

Через километра 1,5 выбираемся на травянистый склон и…

Фото Юлии Рубцовой

..мы на перевале.

Фото Юлии Рубцовой

Не видно ничего, туман такой, что дальше своего носа ничего не существует. Сыро, звуки стали приглушенными. Куда идти — не понятно. Ориентироваться можно только по треку.

Вдруг из тумана вынырнули две фигуры с рюкзаками — Коля и Оля. Первые туристы, встретившиеся на тропе, которые шли в одну сторону с нами.

Фото Юлии Рубцовой

Перебросились парой слов. Ребята пошли по хребту на небольшую вершинку, а мы поспешили начать спуск. В кромешном тумане ориентироваться было довольно сложно. Мы даже сбились с тропы и смогли найти ее только при помощи трека.

Фото Юлии Рубцовой

Фото Юлии Рубцовой

Фото Юлии Рубцовой

Через 2,5 км спуска мы вышли к красивым лугам урочища Амшари.

Фото Юлии Рубцовой

Фото Юлии Рубцовой

Фото Юлии Рубцовой

Уже заметно вечерело.

3.5 км спуска к первым домам села Адага дались уже с трудом, чувствовалась усталость, а от затяжного спуска начали даже побаливать колени.

Фото Юлии Рубцовой

Очень, очень далеко внизу показалась долина реки Уллучай.

По узким улочкам села мы пробирались уже в кромешной темноте. Абдурахман, хозяин гостевого дома, уже ждал нас у ворот, переживая, куда мы запропастились. Добрались мы до гостевого дома в 19:30 вечера.

Фото Юлии Рубцовой

Хозяйки Маржанат дома не было. Абдурахман позвал на помощь своих дочерей, которые специально вместе с детьми приехали из города, чтобы встретить нас. Как всегда, прекрасная комната, горячий душ и замечательный ужин.

Трек дня

Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top