«БЕШЕНЫЕ БАБКИ» НА КАВКАЗСКОЙ ТРОПЕ. «Узоры времен». (День 6. Хустиль-Варсит).
НАЧАЛО ЗДЕСЬ.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ЗДЕСЬ.
День 6. Хустиль-Варсит.
с.Хустиль — пещера Дюрк — перевал через хр.Беюк-Дере (1084м) — с.Хурик — р.Дуца — с.Варсит.
— пройденное расстояние — 16,5 км;
— min высота — 746 м;
— max высота — 1143 м;
— общее время — 8,5 часов.
Внимание! Пройденный маршрут соответствует официальному треку Тропы, действующему на момент прохождения (сентябрь 2023г).
С утра нас встретили сразу два солнышка. Одно — на небе, а второе — улыбка Аминат. Нам выдали наши сухие чистые вещи и подсушенную обувь. На завтрак, кроме всего прочего, коровки из стойла напротив нашего гостевого домика, выдали нам творог, сметану и молоко такой вкусноты, что ум можно отъесть.
В 8:30 мы уже были готовы к новым приключениям. Сразу на тропу не пошли. Оставили рюкзаки у Аминат, а сами налегке отправились к пещере Дюрк (Дёрк).
Как я уже говорила, дорожка к пещере начинается прямо чуть ли не от ворот нашего дома.
Сразу же зависаем у необычных старинных строений. Это, как мы поняли, амбары для сушки сена.
До пещеры идти недалеко, метров 200-250. Когда-то тропа к пещере была узкой и отвесной. Теперь тропа хорошая, а на крутом спуске даже оборудована лестницей. Но встречаются предупреждающие знаки, что проход воспрещен и что посещение пещеры опасно.
Говорят, раньше пещера состояла из семи расположенных друг над другом помещений и имела три ответвления. Сейчас сохранилось только две «комнаты», остальные завалены камнями во время землетрясений. Последний раз завал был в марте 2022 года, после которого обвалились камни над первым залом, а посещение пещеры признано опасным для жизни.
Аминат нам говорила, что если суметь пробраться через первый зал, то во втором будет все нормально. Но, глядя на огромные камни, висящие над головой и лежащие под ногами, мы лезть вглубь пещеры не захотели. И правильно сделали.
Ведь говорят, что раньше в древности в пещере, якобы, жили чудотворцы, и грешникам появляться здесь было нельзя. Если такое случалось, то скалы у входа смыкались и раздавливали их. Понимаете, почему мы лишний раз не стали испытывать судьбу и пытаться проникнуть в пещеру?
У вас закономерно возникает вопрос, чем же эта пещера знаменита, раз к ней идут и верующие, и туристы. Дело в том, что пещера Дюрк у табасаранцев считается особо почитаемым и священным местом. Точный ее возраст неизвестен до сих пор. А в народе о ней сложено множество легенд.
По преданию однажды пастушонок заметил двух мужчин в ослепительно белых одеждах. Они долго молились, а затем исчезли. Мальчик рассказал об этом матери. Она посоветовала ему в следующий раз попросить незнакомцев взять его с собой. Когда пастушонок встретил их снова, то внезапно погрузился в сон. Очнувшись, мальчик увидел, что находится в пещере. Помолившись, он вернулся домой и рассказал местным жителям о чуде. С тех пор здесь стали совершать религиозные обряды.
Считают, что именно здесь хранился меч первого распространителя ислама в Южном Дагестане — арабского полководца Масламы.
Верующие до сих пор приходят в пещеру помолиться и попросить о выздоровлении тяжело больных родственников, посещают её женщины, страдающие бесплодием. Во время стихийных бедствий, при разных бедах и несчастьях здесь устраиваются коллективные моления с исполнением мусульманского обряда «зикир», забоем жертвенного быка и раздачей «садака». В качестве дара пещере преподносят ковры, платки и прочее.
Кроме самой пещеры тут же оборудована комната (не знаю как правильно назвать это помещение), в которой, похоже, как раз и жили люди.
Вид открывается наикрасивейший.
Посетить это место было очень интересно. Уходили с сожалением, что такое значимое место пришло в аварийное состояние. Пещера Дюрк — один из памятников культуры Дагестана. Надеемся, что оно обязательно будет приведено в надлежащее и безопасное для людей состояние.
Прогулка к пещере много времени не заняла. Через полчаса мы уже забрали свои рюкзаки и вновь отправились в путь.
Как мы уже поняли, самые грязные места на дорогах находятся на входе и выходе из населенных пунктов. Прежде всего из-за того, что их разбивают домашние животные, например коровы, когда их выгоняют на выпас и загоняют обратно. Поэтому, преодолев эти участки у Хустиля, мы, наконец, вышли на альпийские просторы.
Пейзажи вокруг радовали глаз.
А основной картинкой для фото был вид на удаляющийся Хустиль.
Часа через полтора неспешного, с перерывом на небольшой отдых подъема по зеленым лугам мы поднялись на первую высшую точку дня — перевал через хребет Беюк-Дере.
Его высота 1084м (набор высоты от Хустиля — 340м). С этого безымянного перевала открывается красивый вид.
Дальше нам предстоял спуск туда вниз к селу Хурик. Мы пробежали около 2 км и слегка потеряли тропу. Вид на долину продолжал радовать глаз.
Чтобы вновь выйти на тропу, пришлось вернуться немного назад, буквально пару десятков метров, и начать спускаться по довольно крутой тропе вниз вот в эту часть села.
Хотя, судя по карте, мы вполне могли спуститься и по дороге, расстояние почти такое же. Внизу в селе она соединяется с тропой. Имейте это ввиду, если будут неблагоприятные погодные условия или другие причины, по которым по тропе будет спускаться сложно.
Село Хурик нам показалось довольно большим. Встречалось много людей, шли какие-то стройки, ездили машины. Так как в село мы пришли в обеденное время, на улицы из школы вышли много учеников. Жизнь в селе шла полным ходом.
Село Хурик находится на границе Табасаранского и Кайтагского районов. То есть, к вечеру мы уже будем в другом районе Дагестана, третьем на нашем пути. Как вы уже знаете, наши предыдущие дни шли вдоль стены Даг-бары, и возникновение пройденных нами сел и история жизни людей в них были неразрывно связаны именно со стеной.
Достоверные же письменные исторические сведения о селе Хурик отсутствуют. Оно находится в стороне от стены, и его история со стеной напрямую не связана. Хурик расположен у подножия скалы, которая по форме напоминает большую скирду «хюр», отсюда и название села Хюрикк.
Известно, что основным занятием жителей сел. Хурик были земледелие и скотоводство. Это не удивительно, ведь такие шикарные луга в округе! Но, несмотря на чрезвычайно упорный труд жителей, урожаи были низкие, а продуктивность животноводства невысока. Поэтому жители вынуждены были искать дополнительные источники доходов.
Таким образом в селе большое развитие получили домашние промыслы. Женщины изготовляли сукна, шали, шерстяную обувь, ковры, паласы, сумки и многое другое. А мужчины занимались обработкой дерева и камня. Произведения хурикских резчиков по дереву встречались далеко за пределами Табасарана. А местные ковры отличались добротностью, качеством и разнообразием, как впрочем и все остальное, что производили в селе.
Кстати, в Хурике можно посетить мастер-классы по изготовлению деревянных ложек или ковров.
А еще я прочитала, что жители села Хурик были мастерами различных жанров устного народного творчества – сказки, песни, загадки, легенды, пословицы, поговорки. В селе была такая традиция: долгими зимними вечерами собираться вместе и слушать сказочников.
Нам идти было довольно далеко, поэтому мы прошли село, не останавливаясь.
Кстати, все же об одном неприятном моменте все же стоит сказать. В Хурике мы впервые увидели огромную помойку на крутом берегу реки. Уму непостижимо, как можно все эти вонючие остатки жизнедеятельности сбрасывать практически в реку. Грустно и неприятно.
На выходе из села встретили первую небольшую группу туристов, которые тоже шли по тропе, только в обратном направлении. Видимо из соцсетей они уже знали о нашем существовании. Встреча была очень приятной. Обменялись информацией, впечатлениями и пошли дальше.
После того, как мы вышли из села, через 1,5 км перешли небольшую речушку Дуца, где встретили еще пару туристов с тропы, парня и девушку. Прямо день встреч! Они предупредили, что дальше будет постоянный подъем и, в основном, по грязи.
Так и было в действительности. Вскоре мы пришли в очень приятное место с домом, местами для отдыха и шикарными качелями.
Дом был, конечно, закрыт, но мы все равно остановились на отдых и перекус. Территория эта скорее всего частная, так как нас увидели из дома, который виднелся дальше и подъехал мужчина, видимо посмотреть, кто пришел. Поговорил с нами, понял, что мы просто остановились отдохнуть, пожелал хорошего пути и ушел.
После отдыха, оставшиеся 6 км до села Варсит мы шли все время набирая высоту, ведь село было высшей точкой этого дня.
К Варситу подошли, когда уже вечерело.
Остановились в доме Зиявтина, главы села, и Зульфии. Уютный дом, приветливые хозяева. Вечером за столом кроме нас и хозяев дома собрались несколько односельчан. Поэтому ужин за разговорами затянулся допоздна. Но было так душевно и вкусно, что расходиться совсем не хотелось.
Трек дня.
(если видео трека плохо открывается, можно посмотреть по ссылке).
Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу