«БЕШЕНЫЕ БАБКИ» НА КАВКАЗСКОЙ ТРОПЕ. «Узоры времен». (День 11. Кубачи).
НАЧАЛО ЗДЕСЬ.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ЗДЕСЬ.
День 11. Кубачи.
Составляя план путешествия, после прохождения участка тропы «Узоры времен» мы хотели задержаться в Кубачи. В день окончания маршрута планировали погулять по селу, а на следующий день сходить в радиалку в заброшенное село Кала-Корейш, место с богатой историей и со своей особенной энергетикой.
Но погода внесла свои коррективы. После того, как мы пришли в село, зарядил дождь, и ничего не оставалось, как провести остаток дня, валяясь на диване. На следующий день погода хмурилась, с редкими перерывами сеял мелкий дождь и поход в Кала-Корейш пришлось отменить.
Но познакомиться с Кубачи нам никакая погода не помешала. Как я уже упомянула в предыдущей части, об этом селе невозможно рассказать в двух словах. Как завитки на кубачинских узорах, история тесно переплелась с легендами. А каждая легенда, в зависимости от интерпретации рассказчика или исследователя, начинала жить собственную жизнь, непохожую на свой первоисточник.
Достоверных данных о том, когда было основано поселение, называемое сегодня Кубачи, нет. Известно то, что эта территория входила в состав Кавказской Албании, а самое древнее упоминание о стране кольчугоделателей «Зирихгеран» (раннесредневековое государственное образование), в которую входили Кубачи, касается событий VI века нашей эры. Основным занятием жителей Зирихгерана всегда было ремесло.
«Зирихгеранцы занимаются изготовлением всякого орудия, кольчуг, шлемов, мечей, луков, ножей, кинжалов и разной медной посуды. У них нет ни пашен, ни садов, но они живут зажиточно и к ним из разных мест привозят всевозможные предметы».
Вплоть до наших дней некоторые исследователи еще продолжают строить догадки о происхождении жителей села Кубачи и их искусства. Дебаты среди историков, этнографов, археологов, лингвистов шли на протяжении не одной сотни лет. Чаще всего можно было встретить версию о европейском происхождении кубачинцев. При чем, сами кубачинцы считали себя иноземцами и сами рассказывали исследователям невероятные истории своего появления в этих местах.
По одной версии, у кубачинцев генуэзское происхождение, и кубачинцы себя считали франками. По легенде, шамхал Тарковский однажды обратился к французскому королю с просьбой прислать к нему 40 оружейных мастеров. Король исполнил просьбу шамхала. Мастера жили сначала у самого шамхала, а потом поселились в Дербенте. Но французы были народом неуживчивым, ссорились с жителями Дербента и потому вынуждены были покинуть город. Когда вышли из города, дербентцы навсегда заперли за ними ворота. Из Дербента кубачинцы пошли к даргинцам и поселились среди даргинцев, назвав себя карбуками.
По другой версии, предки кубачинцев, в числе около полутораста мастеров-френгов, были взяты из Рима Искандерем Зулькарнен (Александром Македонским) с собою в поход для выделки оружия. Затем они по неизвестной причине отделились от войска и очутившись вблизи моря, были выдворены тогдашним властелином Дербентского побережья в местность Кемах. Но климат Кемаха оказался для них не подходящим. Поэтому они удалились в горы и избрали место нынешнего Кубачи, где во все времена все были мастерами и никто не занимался ни земледелием, ни скотоводством. Поселившись здесь, предки кубачинцев взяли жён из соседних обществ, утратили первоначальный язык и прославились как лучшие в Дагестане мастера, снабжавшие почти весь край сначала панцирями, кольчугами, луками и стрелами, а затем оружием и пистолетами.
Есть даже такая версия, что прадеды кубачинцев в старинные времена выехали из немецких краев.
Но, несмотря на то, что все эти легенды в народе еще живы, современные ученые считают доказанным, что кубачинцы — не пришлые, а коренные жители Дагестана.
Теперь немного о религии. Изначально для Кубачи было характерно язычество – зороастризм. Затем поочередно проникли иудаизм и христианство. Когда, откуда и как происходило это проникновение, единого мнения нет. Но ведь кубачинцы, занимаясь своим ремеслом, ездили по Европе и Азии, добирались до Парижа и Мадрида на запад и до Калькутты и Пекина на восток, открывали мастерские в городах Кавказа – от Тифлиса и Владикавказа до Баку и Порт-Петровска. Я думаю, что таким образом расширялись и религиозные взгляды кубачинцев, такая версия мне кажется логичной. Но это лишь мои догадки.
А вот насаждение ислама происходило силовым методом. В этом отношении опасным для кубачинцев оказалось соседство с селением Кала-Корейш. Кубачинцы долго противились, однако силы были неравными и в конечном итоге кубачинцам пришлось принять ислам в XIV веке. Эту тему я чуть-чуть затронула в предыдущей части.
Магомед из Шири, когда нам рассказывал историю этих мест заметил, что кубачинцы приняли ислам одними из последних в этих местах, но до сих пор достоверно неизвестно, почему они вдруг перестали сопротивляться. «Скорее всего им стало выгодно так поступить», — сделал вывод Магомед. Такое мнение я встретила еще не раз. В некоторых статьях кубачинцев характеризуют, как очень предприимчивых людей.
Лично мне показалось, что село Кубачи и в наше время менее религиозно, чем те села, которые мы встречали на своем пути.
Чтобы завершить размышления об истории, отправимся к знаменитой кубачинской сторожевой башне «Акъиъла-кала» XIII – XIV века. Она — визитная карточка села, поэтому мы не могли ее не посетить.
Когда-то в вокруг Кубачи было пять башен, но восстановить и реставрировать удалось только одну. От других остались только остатки, а одна из них превращена даже в жилой дом.
Изначально «Акъиъла-кала» состояла из семи этажей: два находились под землей, и пять над поверхностью земли. Два этажа занимали молодые юноши, которые оберегали поселение от захватчиков. В башне они не только несли службу, но и проживали в ней.
Другие помещения служили для хранения припасов и оружия. Верхний этаж был тренировочной площадкой, а самый нижний предназначался для провинившихся мужчин, нарушивших закон (там их запирали на несколько дней).
Юношей, которые несли службу и жили в башне, называли батырты (батирте). После того, как юноша уходил в батырты, родители не имели права встречаться с ним, пока не пройдет его смена. Легенда говорит, что одна мать пожелала повидать своего сына до возвращения, подошла к крепостной башне и стала звать его по имени. Стражники услыхали это, отрубили руку ее сына и бросили матери с башни, крикнув: «Вот смотри на то, что можно видеть у твоего сына». У этой легенды есть и другие интерпретации, но смысл тот же.
В XIX веке башня была переоборудована под жилой дом: верхние этажи разобрали. На строении сохранились следы многочисленных ремонтов и перестроек.
Сейчас же она представлена практически в изначальном виде, в 2008-2009 году ее восстановили. Теперь внутреннее убранство башни является музеем, в котором расположены старинные предметы и воссоздана обстановка тех времен.
Мы прошли по всем этажам и в конце выбрались на крышу.
Несмотря на продолжающийся дождь, вид с башни был очень красивый.
Сразу понятно, почему именно здесь построена сторожевая башня. Дорога, по которой нам на следующий день уезжать из Кубачи, как на ладони.
Чем больше знакомишься с Кубачи, тем вопросов меньше не становится. Небольшое селение, в которое даже в наше время непросто добраться, с течением истории из центра «кольчугоделателей» и оружейников превратилось в известное во всем мире селение мастеров-ювелиров. По правде говоря, таланты кубачинцев, как мастеров прикладного искусства, просто поражают. Такое ощущение, что все, чего касаются их инструменты, превращается в чудо, глядя на которое невозможно поверить, что это творение человеческих рук.
Лучше всего познакомиться с ювелирным мастерством кубачинцев можно посетив музей при Кубачинском художественном комбинате. Чтобы попасть на экскурсию, надо заранее позвонить по телефону, указанному у входа в комбинат, что мы и сделали.
Немного подождали, и к нам подошел Гаджи-Ибрагим, смотритель музея. При чем, он был то ли на свадьбе, то ли на похоронах, я не помню точно, но в экскурсии нам отказано не было. Пересказывать интереснейший рассказ Гаджи-Ибрагима — дело неблагодарное. Это было бы равносильно краткому изложению либретто вместо просмотра красочной театральной постановки.
В этом рассказе было все: история возникновения, развития и, к сожалению, угасания комбината на фоне истории самого села и этапов развития художественных промыслов в Кубачи. Но это была бы формальная констатация общедоступных фактов, если бы все это не было крепко приправлено историями про ограбления, погони, убийства, интересными фактами, связанными с сильными мира сего и т. д.
Ну и, конечно, поскольку Гаджи-Ибрагим и сам является ювелиром, мы услышали интереснейшие подробности непосредственно о самой технологии изготовления кубачинских изделий, которые украшались чернью, гравировкой, насечкой золотом, резной слоновой костью и высоко ценились на протяжении столетий как в странах мусульманского Востока, так и в Европе.
Почему же ценились — ценятся до сих пор, но, к сожалению, если в советские времена на комбинате работали сотни человек, то теперь цеха опустели. Ювелирное дело стало не прибыльно. Молодежь уезжает в город, а оставшиеся мастера работают на дому.
Чуть позже мы были в гостях в мастерской одного молодого мастера, удивлялись тому многообразию изделий, которые они делают вместе с братом. Видно было, что он очень увлечен этим делом. Они не только изготавливают предметы и украшения для продажи, но и делают некоторые вещи «для души», например, восстанавливают старинную технологию по изготовлению настоящих кольчуг. А это о многом говорит. Но даже такой увлеченный молодой человек планирует в скором времени уезжать в город.
Общаясь с местными мастерами, мы слышали много разных мнений почему создалась такая ситуация и как из нее выходить. Пересказать все то интересное, что мы услышали от Гаджи-Ибрагима, от других мастеров в приватной беседе за чашкой чая или будучи у них в гостях в мастерской невозможно. Но лично я уезжала из Кубачей с щемящим чувством сожаления на сердце, что их мастерство может быть утеряно. И знаете, если ничего не менять, то этот момент вовсе не за горами.
Оставим лирическое отступление и вернемся в музей. Одним из ценнейших экспонатов музея является раздвоенный меч Зульфикар, вроде бы принадлежавший Надир-шаху.
Считается, что рукоять меча сделана кубачинцами. Как и при каких обстоятельствах это было сделано, а также при каких обстоятельствах меч остался в Кубачи, достоверно, скорее всего, не известно, но для кубачинцев в этом сомнений нет. Тем более, на счету этого меча в том числе и смерть их односельчанина. В девяностые годы меч был похищен грабителями и при ограблении был убит сторож. Воры не смогли увезти меч, так как их поймали на выезде из села, когда их машина завязла на раскисшей дороге.
Кстати, кубачинцы до сих пор шутят, что и в наше время дорогу до сих пор не сделали, чтобы преступники знали, что вывезти они все равно ничего не смогут. Может, поэтому такой ценный меч хранится в простом стеклянном шкафу с хлипким замочком?
Я уже не помню из рассказа, в этот ли раз или во время еще одного ограбления, были украдены и другие экспонаты музея. В том числе красивый кофейный сервиз знаменитого мастера. У меня есть только не очень хорошая фотография чашечки из этого сервиза.
Так вот, сервиз вместе с другими предметами был также возвращен в музей. Весь, за исключением одной чашечки. Мне так понравилась эти чашечки, что попросила мастера в доме которого я остановилась, сделать мне такую же. Я коллекционирую интересные кофейные чашечки с разных мест, где путешествую. Покупаю интересные варианты и в основном ручной работы. Теперь в моей коллекции есть чашечка из кубачинского серебра с орнаментом той самой из украденного сервиза. Говорят, тот орнамент уже устаревший и так больше никто не делает, не модно. Так ведь в этом и заключается ее ценность для меня.
В музее есть также экспонаты предметов художественных промыслов из соседних сел. Мне больше всего понравились кувшины и вазы из дерева.
Была там и китайская ваза, примостившаяся рядом с шахским мечом. Говорят, что она была привезена односельчанином из Нью-Йорка, а потом отнята при раскулачивании. Гаджи-Ибрагим не стал сильно углубляться в подробности появления в музее этой вазы, но видеть ее среди других экспонатов было необычно.
Кроме ювелирного и оружейного дела, мужское население Кубачей с давних времен занималось также созданием медно-чеканной утвари и художественной обработкой камня и дерева.
Надо сказать, что кубачинцы были замечательными резчиками. Узоры, которые они наносили на камень удивляют своим изяществом.
Когда мы завершали треккинг по тропе, то проходили мимо старинного кладбища и лишь мельком глянули на него со стороны, не останавливаясь. А, наверно, надо было бы задержаться. Ведь именно по памятникам можно проследить, как декоративное мастерство кубачинцев менялось от одного века к другому. Конечно, традиционно украшали каменной резьбой не только надгробия, но и стены домов, мечети, сторожевые башни. Но на кладбищах можно увидеть всю историю концентрированно.
Например, камни времен Албании имели изображения живых существ: людей, зверей, драконов, птиц. Все это сочеталось с растительным орнаментом. Позже такие изображения стали неприемлимы по причине пришедшего в эти места ислама. Поэтому появилась причудливая вязь арабских надписей, которые передавали имена, изречения из Корана и т.п.
Было бы нечестно не упомянуть о мастерстве кубачинских женщин. Кроме того, что некоторые из них вместе с мужчинами участвуют в процессе изготовления серебряных ювелирных изделий, есть и чисто женские занятия. Например, вышивка золотом.
Кубачинку сразу можно узнать по белому платку на голове, украшенному золотой вышивкой.
Это — каз, традиционный кубачинский платок. Каждая кубачинская женщина носит каз. Даже, если холодно, то поверх него она просто накинет шерстяной плед, который заменит и пальто и теплый платок.
Обычно без разрешения не размещаю фото людей крупным планом, но пусть меня простят эти случайно встретившиеся женщины — они ведь так красивы!!
А завершить знакомство с селом Кубачи я хочу тем, с чего чаще всего почти у всех гостей знакомство начинается. И я не исключение.
Если вы остановитесь в гостевом доме или в семье кубачинцев, то обязательно увидите необычную (для нас, конечно, необычную) комнату, где на окрашенной синькой стене с потолка до пола развешаны плотными рядами красивые, красочные чаши, миски, блюда с различными орнаментами.
Коллекционирование тарелок еще одна кубачинская традиция. У каждого кубачинца имеется своеобразная традиционная коллекция-музей (хут наллахъал), которую часто в обиходе называют просто домашним музеем. Рассказывают, что в некоторых таких домашних музеях можно найти очень редкие и старинные экземпляры.
Но в этой комнате есть не только тарелки. Другую стену занимают полками, где стоят кувшины, вазы, котлы.
Как правило, первый ряд заполнен большими бронзовыми котлами на трех ножках кубачинского производства. Они предназначены для приготовления пищи в торжественной обстановке, например во время свадьбы.
Следующая полка уставлена котлами меньших размеров для повседневного употребления, а на третьей полке выставлены мучалы. Мучалы – это кувшины для воды. Даже пустой он очень тяжелый. Мучалы носят за плечом, спереди подвязывают малый водоносный кувшин – «кутка», соединяет их широкая лента.
Для меня было откровением, что в Кубачи нет водопровода и женщины до сих пор ходят к роднику с мучалами. Это обычная история повседневной жизни.
В четвертом ряду размещена латунная и медная посуда, а также вазы (чибсата-гурани) разных форм. Пятый ряд заполнен широкими, конусообразными чеканными вазами-нукнусами из латуни.
Все эти предметы переходят от одного поколения к другому и по традиции предназначаются для передачи дочерям во время свадьбы. Если я правильно поняла из рассказа Наби, в доме которого гостила я, то именно в этой комнате садят молодых и дарят им подарки.
А усаживают вот на этой стороне.
Посмотрите, какая изящная резьба по камню.
Кстати, я встречала, что эту комнату еще называют кунацкой, то есть гостинной. А когда гостей нет, кунацкую обычно используют мужчины для досуга. Может, поэтому у Наби в этой комнате сейчас обустроена его мастерская. Ведь в наше время, как мне кажется, для кубачинцев ювелирное дело больше становится досугом и увлечением, а не средством основного заработка.
Хотя, мастерская — громко сказано. Скромный стол у окна, где рождаются прекрасные произведения искусства.
Вот таким получился мой довольно длинный рассказ об этом селе. Конечно, в нем я использовала факты, которые при определенном усердии можно найти в общедоступных источниках. Но поверьте, каждое слово, каждая легенда были пропущены через личное впечатление, личное восприятие, а главное — через личные воспоминания о встречах с удивительно интересными жителями села.
В заключительной части своего рассказа о приключениях «Бешеных бабок» в Дагестане на Кавказской тропе я подведу небольшие итоги по пройденному треку, а также вас ждут невероятные красоты с берега Каспийского моря.
Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу