«БЕШЕНЫЕ БАБКИ» НА КАВКАЗСКОЙ ТРОПЕ. «Узоры времен». (День 4. Митаги — Дарваг).
НАЧАЛО ЗДЕСЬ.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ЗДЕСЬ.
День 4. Митаги — Дарваг.
с.Митаги — руины форта в с.Кемах — с.Зидьян — руины форта «Большой квадрат» — ур.Гимейди — Культовое место Мизнан-Пир — с.Дарваг
— пройденное расстояние — 20,5 км;
— min высота — 294 м;
— max высота — 685 м;
— общее время — 9 часов.
Внимание! Пройденный маршрут соответствует официальному треку Тропы, действующему на момент прохождения (сентябрь 2023г).
Подъем в 6:30, завтрак, сборы и в 8 утра мы уже готовы выходить. Тепло попрощались с Гюльбахар и пора в путь.
Погода с утра нас порадовала, настроение на подъеме, даже лес показался совсем другим — светлым и воздушно-легким.
Сегодня нас снова ждет много интересных мест. И первое — заброшенное село Кемах (Камах). По лесу, без набора высоты, через 1,5 часа ходьбы «в удовольствие», преодолев легкое недовольство мохнатого охранника, мы дошли до села.
В старые дома заходить не стали, а сразу забрались на возвышенность справа по ходу, где нас ждали прекрасные виды и первая достопримечательность.
Обзор был шикарным. Видно было даже город Дагестанские Огни. Кстати, именно оттуда чаще всего в Кемах привозят туристов.
Видна была и г.Джалган, которую легко определить по вышкам на ее вершине. Это ж надо, откуда мы пришли! Даже не верилось!
Мы разбрелись по хребту, щурились от солнца и разглядывали все, что нас окружало и вдали, и рядом.
Юля охотилась за необычным кадром.
Я, в силу профессиональной деформации, осмотрела объект недвижимости.
Кстати, вполне приемлемое убежище. Часть дома была закрыта и с целыми окнами, наверно для тех, кто обратится за кровом официально.
Но, конечно, главное здесь — руины форта стены Даг-бары.
Историки, уже начиная с IX века упоминают в своих работах о стене Даг-бары. Так вот один из них, арабский историк Якуби, живший в конце IХ века, писал так: «арабы в VIII в., направив в Дагестан вместе с войсками строительных рабочих, построили там ряд опорных пунктов», среди которых называет и селения: Камах, ал-Мухаммадия и Баб-Вак. А профессор А.Генко (19 век) убедительно доказал, что основанные в VIII веке арабами Камах, ал-Мухаммедия и Баб-Вак – это существующие сейчас селения Кемах, Гимейди и Дарваг. Это и есть села, через которые проходит трек этого дня!
Исследователи стены считают, что видимые ныне руины Горной стены в Кемахе представляют собой остатки продолговатого форта. То есть, это был именно форт, а не изгиб стены или полуфорт.
Пора идти дальше.
Обошли чье-то птичье хозяйство, похоже, единственное в этом селе.
И опять вошли в лес. Теперь он уже не был таким светло-солнечным, как в начале дня.
Примерно через полчаса мы были уже у села Зидьян. Подходя к нему, тоже увидели точащие развалины. Но к ним подходить не стали, слишком все было вокруг заросшее. Даже на тропе, по которой шли, пришлось продираться сквозь колючие кусты.
Не могу сказать, много ли жителей живут в селе, но с одной бабушкой поздоровались.
Недалеко от села в лесу увидели небольшое старинное кладбище.
Оно реально очень очень старое, сильно разрушенное, покрытое мхом и мрачное. Энергетика мне не понравилась.
Еще полчаса и мы дошли до места на карте, где были обозначены руины форта «Большой квадрат». Не сразу увидели метки, порыскали по тропочкам, которые видели, и неожиданно вышли наверх на ровную площадку с прекрасным обзором и местом для отдыха.
Торчащий кусок кладки под обрывом давал нам понять, что до развалин мы приблизились максимально.
Но, так как время было как раз полуденное, остановились в этом прекрасном месте отдохнуть и перекусить.
После отдыха спускаемся к руинам.
Они довольно большие, есть что рассматривать.
Очень хорошо видна технология строительства.
Сохранились даже участки с облицовкой, что в большинстве случаев утрачено.
От форта тропа сначала идет вдоль крутого склона.
Потом начинает резко спускаться.
И, в результате, мы оказываемся на довольно хорошей дороге. Это — самая нижняя точка трека этого дня. Дальше опять будет небольшой набор высоты, но на дороге он не был сильно утомительным.
Примерно через 3,5 км от руин форта мы вышли из леса и еще меньше, чем через полтора километра подошли к месту отдыха в урочище Гимейди.
Место очень хорошее и для кемпинга. Есть большой стол, оборудованный родник. Удивило только то, что таблички с названием достопримечательностей и с призывами беречь природу и соблюдать чистоту прибиты прямо к деревьям. Как, например, к этому платану.
Говорят, что он ровесник знаменитым дербентским платанам, то есть ему около 300 лет.
После небольшого отдыха мы прошли буквально несколько сот метров и дошли еще до одного интересного места — культового места Мизнан-пир, где находятся могилы шахидов XI-XIII вв.
«Шахид (мученик) – это мусульманин, который умер на пути Аллаха, и погиб, защищая свою религию, честь и родину от врагов».
Такие могилы мы увидели впервые. Они имеют вид длинных полуцилиндрических саркофагов. Такие надгробия устанавливали турки-сельджуки. Подобные могилы в Дербентском районе можно встретить во многих местах, особенно близ селений, возникших вдоль стены Даг-бары. Одно из самых известных таких захоронений, восстановленных и охраняемых государством — кладбище Кырхляр в Дербенте. Здесь же мы могли все увидеть в естественном для нашего времени виде.
В непосредственной близости от места Мизнан-пир есть еще один родник.
Надо рассказать пару слов об оставленном («упраздненном», как пишут в официальных источниках) селе Гимейди. Оно располагалось выше тропы, на склоне горы и его возникновение тоже связано со строительством и охраной стены Даг-бары, я об этом уже говорила выше. Как утверждают историки, здесь в основном обосновались переселенцы из провинции Хомс из Сирии.
В XIX веке село стало крупным центром ковроделия, но после восстания 1877 года, гимейдинцы начали уезжать на Ближний Восток. Мне было удивительно узнать, что они переехали в село в провинции Хомс в Сирии, получается — назад к своим корням. До сих пор выходцы из Дагестана живут там обособлено и их называют Сирийский Дагестан или Малый Дагестан. Вот такие повороты истории.
Ну а в советское время в 60х годах жителей переселили на равнину по государственной программе переселения. В окрестностях села по сей день находятся 16 объектов культурного наследия, и в наше время инициативная группа жителей и просто неравнодушных людей начала работу по восстановлению исторических объектов и жизни в селе. Сейчас уже строятся мечеть и первые дома.
Кстати, дорога, по которой мы шли, тоже не простая. Как утверждают, она — часть Великого Шелкового пути.
Нас оставалось всего 4 км до села Дарваг. Вернее, до места на тропе, откуда нас должен был забрать на машине Нурлан, в доме которого мы должны остановиться на ночлег. Село очень большое и до дома Нурлана от тропы километра три, если не больше.
Почти половила оставшегося пути шла опять по лесу.
Ну а потом мы окончательно выбрались на просторы.
Нурлан нас уже ждал. В доме нас встретили также гостеприимно, как и в Митаги.
К тому же, Нурлан не просто житель Дарвага, а учитель истории и гид по Дагестану. Пересказать интересную историю села и его жителей, которую мы от него услышали, невозможно. Но нам было очень интересно.
К истории Дарвага и Табасаранского района, в который мы вошли, я еще вернусь в следующих рассказах. А наш второй день пути завершен. Как вы поняли, он был очень интересный.
Трек дня.
(если видео трека плохо открывается, можно посмотреть по ссылке).
Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу