ОДНА ПЕШКОМ ВДОЛЬ БАЙКАЛА (День 4. КБЖД. пос.Маритуй – ст.Уланово) - Еду Иду Куда Хочу skip to Main Content
ОДНА ПЕШКОМ ВДОЛЬ БАЙКАЛА (День 4. КБЖД. пос.Маритуй – ст.Уланово)

ОДНА ПЕШКОМ ВДОЛЬ БАЙКАЛА (День 4. КБЖД. пос.Маритуй – ст.Уланово)

Начало здесь.

День 4. КБЖД. пос.Маритуй – ст.Уланово

Пешком: пос.Маритуй — ст.Половинная — Нейтринный телескоп — «Белая выемка» — «Итальянская стенка» — ст.Уланово — т/бХвойная — 24 км, 8,5 часов

Как говорится, утро вечера мудренее. Так и есть. Несмотря на то, что уснуть удалось лишь к полуночи, проснулась я, как всегда, на рассвете и чувствовала себя вполне отдохнувшей и готовой к новому дню. А пыль и мусор на полу, по которым гуляли первые лучики утреннего солнышка, уже не вызывали раздражения.

На завтрак выручила заваренная сублимированная кашка и чашка крепкого кофе, сваренного в кружке-котелке.

Выйдя на улицу, я в очередной раз убедилась, что красота природы, свежий воздух и ожидание нового, полного впечатлений дня — это лучшее лекарство от любых негативных мыслей.

Утро выдалось в меру солнечным. Дымка, которая преследовала в предыдущие дни, немного рассеялась и, приглядевшись, я даже заметила, что чуть-чуть стали проглядываться горы на противоположном берегу Байкала. Правда, потом засомневалась, может это облака так выглядели? Но нет, это действительно были именно горы.

День меня ожидал насыщенный достопримечательностями. Могу даже сказать, что этот участок КБЖД мне показался самым интересным.
Первые 10 км «без достопримечательностей» я прошагала на одном дыхании и даже ни разу не остановилась на отдых. Специально пишу «без достопримечательностей» в кавычках, так как вся дорога — одна большая и красивейшая достопримечательность.

Итак, на этом участке находятся самый короткий и самый длинный тоннели на всей КБЖД. Самый короткий находится перед ст.Половинная, его официальное в реестре название — Чайкинский. Но чаще его называют «Скорлупка» за его маленький размер, всего 31 м.

Метров через 500 подошла к довольно крупной речке Половинная.


Через нее построены два моста: металлический и железобетонный виадук. Сейчас железнодорожный путь проходит по ж/б мосту, а по металлическому — пешеходная дорожка.


Сразу за мостом стоит красавец паровоз — очередная достопримечательность.


Его по-простому называют «Американка». Дело в том, что построен он был в Америке, в штате Нью-Йорк, а сюда попал во время Второй мировой войны по ленд-лизу, как помощь Америки Советскому Союзу.

Дойдя до станции Половинная, я устроилась на отдых. Место очень комфортное, под большим навесом есть и столы, скамейки, стулья. Я с удовольствием посидела с чашечкой горячего чая.


Сразу после станции — интересный тоннель. Если перед станцией находится самый короткий тоннель, то этот — самый длинный, его продолжительность 778 м, построен в 1902-1904 годах. У него тоже есть два названия: по реестру — «Половинный», а другое название — «Обманщик». Дело в том, что он совершенно прямой, без каких-либо изгибов, поэтому, находясь у входа, видно выход из тоннеля. За счет этого создается впечатление, что он гораздо короче, чем на самом деле.
Внутренне собравшись, я прошла этот тоннель без особого напряга и чрезмерно длинным он мне не показался.

До следующей достопримечательности мне надо было пройти около 4 км. Это — нейтринный телескоп. Конечно, сам телескоп увидеть невозможно, ведь он находится под водой на глубине 1200м. Понять, что подошли к Нейтринной лаборатории астрофизики высоких энергий, можно по расположившимся на берегу лебедкам.


Эта лаборатория с 1981 года проводит исследовательские работы по глубоководной регистрации нейтринов, сверхмалых элементарных частиц. Так как в атмосфере их уловить невозможно, то водную толщу Байкала используют в качестве своеобразной линзы, через которую другие частицы пройти не могут, а нейтрины проходят. А с помощью лебедок на дно устанавливают глубоководные нейтринные ловушки, датчики для регистрации этих самых нейтринов. Вот так, как смогла, так и поняла и объяснила. Возможно, очень по-дилетантски. Пока шла вдоль берега с этими лебедками, в голове вертелся вопрос: как исследователи отчитываются, сколько нейтринов они поймали?

Меньше, чем через полчаса я подошла еще к одному интересному месту. Скала, вдоль которой я шла стала мраморно-белого цвета, по чему я догадалась, что дошла до так называемой «Белой выемки».


Во время строительства дороги, обнаружились выходы мрамора, включающие в себя более 70 различных минералов, в том числе белую шпинель. Белая шпинель — уникальный минерал, который по шкале прочности лишь немного уступает алмазу. Шпинель различных цветов украшает в том числе Корону Российской Империи. В настоящее время Белая выемка охраняется законом и является памятником всероссийского значения. Протяженность Белой выемки около 3 км.

Следующая достопримечательность — «Итальянская стенка». На карте это место так и называется и стоит значок достопримечательности. В реальности около нее так же есть оборудованный перрон, хотя нет никакой обозначенной станции. Здесь останавливаются экскурсионные поезда, и экскурсанты могут полюбоваться этой стенкой не только из окна поезда.
Свое название она получила за свой узнаваемый «итальянский» вид и за то, что инженером по ее строительству был итальянец, кстати, по фамилии Феррари. Неизвестно, был ли он родственникам тех самых Феррари, но стенка получилась итальянской, итальянской.


Кстати, я видела похожие стенки в Италии. На одну из них в районе Кортины-д-Ампеццо я всегда обращала внимание, когда проезжала мимо на машине. И каждый раз возникал вопрос, почему она так выглядит. Как будто были арки, а потом их заложили. Но с другой стороны, какие могут быть арки, если они упираются в склон? Тогда, в Италии я и подумать не могла, что ответ найду здесь, на берегу Байкала.
А ответ такой. Такие стенки являются защитными подпорного типа. А такая их конфигурация позволяет при сохранении прочностных характеристик существенно сэкономить материал. Инженер Феррари просто использовал давно известную итальянскую технологию здесь, на Байкале. Ничего художественного, просто — экономия.

Воспользовавшись наличием скамеек я хорошенько отдохнула и поболтала с попутчиками.

От Итальянской стенки до ст.Уланово, где находится турбаза Хвойная, где у меня было забронировано место, топать еще 5 км. На карте турбаза отмечена прямо на станции, я долго бродила вокруг станции, но ничего не нашла. Оказывается, надо было пройти вперед еще метров 500.
Турбаза, хоть тоже как и Шарыжалгай принадлежит РЖД, но попроще. Хотя для того, чтобы переночевать, вполне подходит. После гостевого дома в Маритуе мне все казалось пятизвездочным отелем.
Я пришла на турбазу около 16 часов, но мою комнату еще не освободили. Администратор любезно провел меня на кухню, скипятил чайник, чтобы я могла немного отдохнуть и попить чайку, пока комната не освободится.

Хотя в домике, куда меня заселили, моя комната была единственной занятой (мной), все остальные были пустые. В домике есть также небольшая гостинная с чайником, душ. А больше ничего и не надо было.
Нет, конечно, я рассчитывала на какой-никакой ужин, но на этой турбазе, в отличии от Шарыжалгая, кухня не работала. Можно было только приготовить что-то для себя. В результате, из-за непредвиденного отсутствия завтрака в Маритуе и того, что не оправдалась надежда на ужин в Хвойной, на крайний мой день похода по КБЖД оставалось еды только на завтрак, а весь день придется идти (а это 28 км) практически натощак. Никаких магазинов на станциях я не встречала, поэтому пополнить запасы не удалось.

Но это все мелочи. Чистая постель, душ и прекрасный вечер на берегу Байкала перевесили все эти небольшие недоразумения. Тем более, что, как правило, в течении ходового дня я перекусываю довольно скромно: чай, орешки, максимум — бутербродик.
Кстати, разговорилась с сотрудником турбазы, с плотником, который мастерил на территории деревянные настилы. Он мне рассказал кучу собственных баек о встречах с медведями, прямо здесь недалеко. А также предупредил, что в траве много змей, и встреча с ними гораздо более вероятна, чем с мишками…

 

 

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Back To Top