«БЕШЕНЫЕ БАБКИ» НА КАВКАЗСКОЙ ТРОПЕ. «Узоры времен». (День 3. Дербент — Митаги).
День 3. Дербент — Митаги.
г.Дербент — Крепость Нарын-Кала — Родник Нагмат-Алла — Петровская роща — Святой источник Эмджэк-пир — с.Джалган — г.Джалган (708м) — могила Святого воина (Григориса, Св.Георгия) — «Горная стена» Даг-Бары — с.Митаги
— пройденное расстояние — 17,3 км;
— min высота — 100м;
— max высота — 680м;
— общее время — 8 часов.
Внимание! Пройденный маршрут соответствует официальному треку Тропы, действующему на момент прохождения (сентябрь 2023г).
Открыв утром глаза, прислушались ко звукам за окном: идет дождь или нет. Тихо… Выглянули на улицу — влажно, облачно, немного даже мрачновато, но дождя не было. Тем не менее, вчерашний дождь постарался на славу, со всей ответственностью и основательностью промочив все вокруг.
В первый день похода сборы всегда немного «с тупизной». Смотришь, не отрываясь, на рюкзак и вещи для него, и в голове полный штиль, как это все уложить. Начинаешь укладывать, перекладывать, утрамбовывать и вновь перекладывать. То ли дело через несколько дней, действуешь, как автомат: раз, два — и уже на тропе.
В начале девятого утра, после завтрака и чашечки кофе, мы вышли за ворота хостела и отправились на знакомую уже нам лестницу, ведущую к крепости Нарын-Кала. Ведь именно от нее и начинается первый этап Кавказской Тропы с поэтическим названием «Узоры времен».

Фото Юлии Рубцовой
Заканчивается же этот этап Тропы в знаменитом селе Кубачи. Нам предстоит пройти пешком более 100 км по горам Дагестана. Мы с этим справимся и расскажем подробно как пройдем и что интересного увидим.
От крепости тропа идет в Сосновый бор и ожидаемо начинает плавный набор высоты по хребту г.Ачигсырт (585м). Постепенно мы удалялись от города и от крепости все дальше и выше.

Фото Юлии Рубцовой
Всего через 1,5 км от начала тропы (2 км от нашего хостела) — первая остановка у родника Нагмат-Алла, который находится на поляне, на высоте ~330м.

Фото Юлии Рубцовой
После родника тропа буквально через сотню метров ныряет в лес, и весь оставшийся день так по лесу в основном мы и шли. Кстати, совсем забыла предупредить самостоятельных путешественников, которые планируют пойти по тропе. В целях безопасности рекомендуется зарегистрировать свое прохождение маршрута в МЧС. Как это сделать с помощью сервиса Госсуслуги, подробно рассказано на сайте Тропы. Поверьте, сложности в этом никакой нет. Мы, конечно, это сделали и на протяжении всего нашего маршрута ежедневно, а иногда и по два раза в день, с нами выходили на связь сотрудники Дербентского МЧС, спрашивали, как дела, где ночуем и предупреждали об ухудшении погоды. Помните, безопасность — это важно!
Вернемся на тропу. От родника через дубовый лес, называемый Петровской рощей, мы прошли примерно 3 км и пришли на симпатичную поляну с оборудованным местом для отдыха (стол и скамеечки).
«Петровская роща и родник», так правильно называется это место, находится на восточном склоне г.Джалган и является памятником градостроительства и архитектуры, внесенным в федеральный реестр (мне тип объекта кажется странным, но, видимо, я просто не разбираюсь в типологии).
Главная достопримечательность на поляне — святой источник Эмджэк-пир (в переводе с персидского — Святые сосцы).
Этот источник берет свое начало в сталактитовой пещере, где капли, стекая со сталактитов — «святых сосцов», собираются в небольшой резервуар на дне пещеры. Считается что он даёт исцеление многим, кто верит в его силу.
По преданию в этой роще в 1722 году местными в честь Петра I был устроен большой пир. И, якобы, из источника пил воду Петр I. После этого, как пишет большинство, местные жители родник стали называть «Урус-булах», то есть «русский ключ».
На поляне мы встретили местного жителя.

Фото Юлии Рубцовой
В беседе он с некоторым укором и даже с раздражением отозвался о табличке, которую приделали у родника. Заявил, что источник никогда никто не называл «Урус-булах». Позже я тоже нашла мнение, что настоящий Урус-Булах находится недалеко от форта «Мешебург» стены Даг-бары (о стене Даг-бары поговорим чуть позже), а эта табличка установлена неправильно.
Выходя с поляны дальше на маршрут, мы остановились в замешательстве. Маркировка тропы шла одновременно в две стороны — направо за источник и левее вверх. Основной трек шел левее вверх, а направо — дополнительный радиальный участок к тому самому форту «Мешебург», о котором я уже упомянула чуть выше (но поняли мы это чуть позже).
Примечание: в 2024 году трек был изменен и примерно через 1 км от родника Нагмат-Алла новая тропа теперь уходит правее по отношению к нашему варианту и идет непосредственно к форту, а уже оттуда спускается к источнику Эмджэк-пир. Дальше совпадает с тем, как шли мы.
Небольшой кусочек тропы, непосредственно поднимающийся от поляны был довольно крутоват и раскисший от прошедших дождей. Так как почвы здесь в основном глинистые, то все это месиво было скользкое и вязкое. Я даже опомниться не успела, как в одну секунду ноги сами сделали гранд батман в прыжке. При чем, пока они делали па в воздухе, запасная пятая точка опоры в момент подстраховалась и с чавкающим звуком впечаталась в глину.
Это была катастрофа! В первый же день так вляпаться в прямом смысле слова! Девочки как могли оттирали мои штаны от глины, но это была непростая и почти невыполнимая задача.
Получив боевое крещение, мы пошли дальше. Всего примерно километр пути и мы входим в татское село Джалган. На окраине села — большое кладбище, здесь же у первых домов есть место отдыха, стол со скамеечками. Мы решили отдохнуть и перекусить, тем более, что время двигалось к полудню.
Все необходимое у нас было с собой, за исключением хлеба, который планировали купить в селе. Я подошла к местным жителям у ближайшего дома спросить, где можно купить хлеба. Человек, у которого я спросила, не ответив на мой вопрос, окликнул молодого человека, стоявшего на своей машине недалеко от дома. Что-то ему прокричал на своем языке, молодой человек открыл багажник, достал стопку ярко-желтых аппетитных лепешек и вручил мне. На мой глупый вопрос, сколько я должна за хлеб, на меня замахали руками и сказали, что они специально испекли лепешки, чтобы раздать соседям и заодно и нам. Лепешки были очень вкусные, слоеные немного солоноватые с куркумой и какими-то еще специями. Нам их хватило почти на весь поход.
После обеда, почувствовав прилив сил, я взяла да и предложила девочкам: «А не забраться ли нам на гору Джалган? К тому же, где-то там и форт стены Даг-бары находится».
По поводу форта я ввела, как оказалось, всех в заблуждение, но ничего не подозревающие подруги, не сомневаясь, поддержали эту идею. Мы попросили тех же местных жителей, которые помогли с хлебом, оставить на время у них наши рюкзаки. Нам выделили для этого багажник автомобиля, объяснив, что во дворе их может обкакать домашняя живность, куры и т. д.
Мы вышли на дорогу, ведущую на гору и стали подниматься.

Фото Юлии Рубцовой
Село находится на высоте ~550м, а г.Джалган имеет высоту 708м, протяженность дороги на гору всего 1,5 км. Мы смогли подняться только до высоты 680м и уперлись в закрытую территорию, где были установлены коммуникационные вышки.
Понятно, что ни до вершины, ни до форта пробраться никакой возможности не было. Только спустившись обратно вниз в село и удосужившись внимательно рассмотреть карту, мы поняли, что к форту надо было подниматься именно от святого источника по меткам которые мы видели, а не через г.Джалган. Конечно, возвращаться к источнику мы не стали.
А вот тем, кто пойдет по новому треку (2024г), однозначно повезет, так как они обязательно увидят неплохо сохранившийся форт «Мешебург», ближайший к цитадели Нарын-Кала. Он расположен на небольшой седловине Джалганского хребта на высоте ~590м. Говорят, что со стен форта на многие километры просматривается подход к Джалганскому хребту и открывается впечатляющая панорама.
Мы же отправились искать следующую достопримечательность — древнюю могилу очень почитаемого христианского героя или святого. Если бы не местная жительница, то мы еще долго бы ее искали, да и вообще не сразу поняли бы, что старый камень, обнесенный каменной кладкой, это и есть та самая могила.
А перед этим, пока бродили среди домов в поисках могилы, мне встретилась женщина, которая несла большой таз, покрытый чистой тканью. Поравнявшись со мной, она молча тронула меня за плечо, дав понять, чтобы я остановилась. Поставила таз на землю, подняла ткань, а там лежали горячие румяные лепешки хлеба. Она достала одну лепешку и дала ее мне. Пока я удивленно смотрела на ароматный кругляш, оказавшийся у меня в руках, она подняла таз и также молча, не произнеся ни слова, пошла дальше своей дорогой. Похоже, в нашем коллективе я становлюсь добытчиком ))).
Аромат хлеба был такой невообразимо вкусный, что несмотря на отсутствие голода, мы тут же грубо растерзали его и съели, не имея никакой возможности скрыть свое удовольствие. Женщина, которая нам показала могилу, наблюдая, как мы поедали этот хлеб, пригласила нас в гости покушать, а когда мы отказались, тоже вынесла нам лепешку, а потом еще и банку огурцов. От огурцов, конечно, мы отказались, а от лепешки не смогли, чтобы не обидеть человека.

Фото Юлии Рубцовой
Поговорим о древней могиле, у которой разворачивались эти события. По мнению ряда исследователей в 337 году здесь был похоронен христианский проповедник, первый католикос Кавказской Албании Григорис, мученически погибший за веру близ Дербента. Кавказская Албания — древнее государство, которое существовало больше тысячи лет назад на территории Азербайджана, Грузии и Дагестана. Григорис известен в здешних местах как Святой Георгий или Георгий–Победоносец. Пишут, что Петр I в том числе и по этой причине посетил эти места.
Надо сказать, что если эту тему копать глубже, то существуют также и опровержения данного утверждения, более того, данная версия некоторыми исследователями считается псевдонаучной и даже сфабрикованной. Тем не менее, оставим споры историкам, но отрицать, что эта могила — почетное в Джалгане место, не будем.
Находится она рядом с мечетью прямо на деревенской улице. Раньше это был просто камень на обочине. Теперь, как мы видим, обнесена каменным парапетом. В одних источниках пишут, что это ограждение было возведено недавно. А в других, что это ни что иное, как стены когда-то возвышающейся над могилой часовни. Я склоняюсь к варианту часовни. Около могилы растет смоковница, которую по давней традиции высаживали около святых мест.
Вывод, который напрашивается, когда изучаешь такие темы, это то, что Дербент – действительно, перекрёсток религий, где находятся святыни различных религий.
Нам же пора дальше в путь. Выйдя из села, некоторое время шли по старой дороге вдоль склона. Здесь мы даже немного подзависли, такие просторы открылись перед глазами.

Фото Юлии Рубцовой
Но затем опять вошли в лес. Лес удивительно сказочный и немного мрачноватый.

Фото Юлии Рубцовой

Фото Юлии Рубцовой

Фото Юлии Рубцовой
Но идти по лесу было совсем не скучно. Ведь все чаще и чаще начинают попадаться остатки стены Даг-Бары.
Вот и пришло время пару слов сказать об этой стене.
Стена Даг-бары или «Горная стена» была построена в V-VI вв персидскими строителями по приказу сасанидских шахов. Она являлась частью Дербентского оборонительного комплекса, в который входила в том числе и цитадель Нарын-Кала. Даг-бары начиналась от юго-западного угла цитадели и уходила от Дербента в горы на 42 км, предотвращая, таким образом, обход крепости по горным долинам и перевалам.
В лесу после Джалгана мы все время шли вдоль стены, вернее вдоль того, что от нее осталось. К сожалению, постаралось не только время, но и местные жители, разбирающие ее на стройматериалы для своих домов. Стена сложена довольно крупными блоками из местного ракушечника.
Примерно через 3 км после Джалгана, мы дошли до достаточно крупных руин стены. Мы даже сделали остановку, чтобы рассмотреть их более предметно.
От этого места до села Митаги нам осталось дойти менее 4 км.

Фото Юлии Рубцовой

Фото Юлии Рубцовой
Еще немного усилий и к 16 часам дня были уже в селе. Остановились в доме Гюльбахар и Пирмагомеда. Для нас это был самый первый опыт ночевки в доме местных жителей, друзей тропы. Мы рассчитывали, что нам выделят скромную комнату в какой-нибудь хозяйственной постройке. Но, когда нас грязных, уставших, с рюкзаками пригласили в большой очень красивый дом, напоили чаем с десятью видами вкусного варенья, поселили в большую светлую отдельную комнату, а потом за семейным большим столом накормили так вкусно и разнообразно, то нашему удивлению, удовольствию и радости не было предела.
Как оказалось и дальше в нашем путешествии, еда и удобная постель были даже не главным. Самое удивительное и запоминающееся — это люди и общение с ними. Простые, приветливые, гостеприимные, мудрые и очень трудолюбивые. Так я могу сказать абсолютно о всех семьях, в которых посчастливилось побывать.
Кстати, в селе Митаги как и в Джалгане, в котором мы уже побывали, живут таты. Таты, или как их еще называют кавказские персы — потомки иранцев, военных переселенцев из Ирана, которым сасанидские цари поручили караулить форты оборонного комплекса Даг-бары. То есть 1500 лет таты живут рядом с Великой кавказской стеной, и появление этих сел и судьба их жителей неразрывно связана с сооружением стены Даг-бары.
Интересно, что несмотря на общий татский язык, не все переселенцы были этническими персами. Хорошо известно, что среди иранских военных переселенцев было много иудеев, которых впоследствии стали называть горскими евреями.
Татскими считаются семь местных сел: Рукель, Джалган, Митаги, Гимейди, Билгади, Зидьян, Камах (Кемах). Но только в Митаги и Джалгане родной язык не утрачен. Кстати во всех этих селах в качестве родного преподается азербайджанский язык (по крайней мере преподавался). Я спросила Гюльбахар, правду ли пишут, что в их селе сохранился татский язык и что на нем говорят не только взрослые, но и дети хорошо знают. Она ответила утвердительно, что да это так.
Так завершился наш первый день. Ноги с непривычки гудели от усталости. После вкусного ужина и горячего душа быстро уснули.
Трек дня
(если видео трека плохо открывается, можно посмотреть по ссылке).
Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу