УКОКА МНОГО НЕ БЫВАЕТ ИЛИ 30 "УКОКНУТЫХ" И ОДИН МОТЯ (Часть 9. На озере Гусиное. Возвращение домой). - Еду Иду Куда Хочу skip to Main Content
УКОКА МНОГО НЕ БЫВАЕТ ИЛИ 30 «УКОКНУТЫХ» И ОДИН МОТЯ (Часть 9. На озере Гусиное. Возвращение домой).

НАЧАЛО ЗДЕСЬ.

Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу

Часть 9. На озере Гусиное. Возвращение домой.

Озеро Музды-Булак — р.Акалаха — озеро Гусиное — авто 17 км

Еще один день нам осталось провести на удивительном плато Укок. Мы меняем локацию и переезжаем на озеро Гусиное, наверно, одно из самых открыточных мест на плато.

Сначала мы вернулись на берег реки Акалаха недалеко от моста и, пока ждали, когда нам в юрте испекут свежих лепешек, просто медитировали, сидя на берегу.

Не знаю, как кого, но меня здесь охватило состояние абсолютного спокойствия. И не просто спокойствия в традиционном понимании, а этакого ватно-вязкого состояния, которое мягкой лапой закрывает глаза, проникает в мозг и, вот уже твоя голова безвольно свешивается, мысли улетучиваются, все внешние звуки становятся глухими и далекими…

Я не помню, сколько времени мы провели у реки. Может полчаса или час…

Но пора по машинам. По грунтовой дороге, сопровождаемые любопытными взглядами многочисленных сурков, мы доехали до озера Гусиное. От реки до озера примерно 12 км.

Автор фото Дмитрий Сенотрусов

Место действительно очень красивое. Почти все наше путешествие мы видели вдалеке горный узел Табын-Богдо-Ола, и вот он перед нами во всей красе.

Горный массив Табын-Богдо-Ола (Таван-Богдо-Ула) находится на границе трех государств — России, Монголии и Китая. К русскому Алтаю относятся лишь северные склоны массива. Его считают «сердцем» Алтая, в том числе и потому, что от него, как от центра расходятся три хребта: на запад — хребет Южный Алтай, на северо-восток — хребет Сайлюгем, а на юго-восток уходит самая мощная ветвь — Монгольский Алтай. Ледники массива Табын-Богдо-Ола — крупнейшие на Алтае, они питают такие великие реки как Кобдо (Ховд), Иртыш, Катунь.

«Табын-Богдо-Ола» (монг. «Куйтэн-Уул») в переводе означает «Пять святых гор». Четыре из пяти вершин массива Табын-Богдо-Ола являются четырехтысячниками. Это Малчин Пик (Терра, Лед и Пламя), Пик Городов Героев (Картографов), Русский Шатер, Табын-Богдо-Ола и Найрамдал (Кутэн-Уул, Кийтын).

Вершина Табын-Богдо-Ола — место, где сходятся вместе все три границы: Монголии, России и Китая. А высшей точкой массива является г.Найрамдал, которая находится на территории Монголии, на границе с Китаем. Она всего чуть-чуть ниже высшей точки Алтая, вершины Белуха.

С плато Укок г.Найрамдал увидеть очень сложно, пишут, что даже невозможно. Но если хорошо присмотреться, при хорошем увеличении, удачном ракурсе и падении лучей солнца краешки вершины можно различить.

Автор фото Дмитрий Сенотрусов

Более четко ее можно увидеть с некоторых перевалов и высоких точек. В нашем же походе мы ее могли видеть издалека с урочища Чокпартас. Я об этом писала и показывала.

Весь день на озере был посвящен отдыху и созерцанию красоты. Каждый нашел себе занятие по душе. Погода стояла замечательная, нам очень повезло.

Автор фото Евгений Незбудей

Автор фото Сергей Харитонов

Серега, как всегда, забрался куда-то наверх и запечатлел извивающуюся р.Калгуты.

Я же просто чилилась на коврике поближе к костру и пыталась лечиться всеми лекарствами подряд, которые мне приносили заботливые товарищи. К вечеру опять поднялась температура и пришлось уползти в палатку пораньше.

Ночью, в связи с большим количеством выпитого чая и лекарств возникла необходимость выйти из палатки. Спросонок выползаю из теплого спальника, обуваюсь, открываю палатку ииииии… оказываюсь среди звезд и лечу в космос. Под моими ногами нет земли и вообще вокруг нет ничего: ни озера, ни гор… Есть только космос с миллиардами звезд. Передать словами свои чувства невозможно. Я много раз видела в горах звездное небо, но так, чтобы была и звездная земля — в первый раз. Такой эффект создавали совершенно ясное небо и полный штиль на озере, в котором звезды отражались так четко, как будто они там были реально, а не как отражение. Такое забыть невозможно.

Озеро Гусиное — р.Аргамджи — Оленные камни Аргамджи — р.Калгуты — пер.Теплый Ключ (2906м) — Джумалинские ключи — пер.Байбак (2695м) — п.Кош-Агач — юрточный лагерь Тыдтуярык — авто 166 км.

Подъем был очень ранний, еще до рассвета, ведь дорога предстояла довольно длинная и сложная. Надо было с плато Укок по бездорожью, через почти трехтысячный перевал выехать в цивилизацию на Чуйский тракт.

Утро выдалось очень морозное, все жидкое в котелках и кружках превратилось в лед. Согревались танцами и групповым массажем у костра.

Автор фото Галина Бакланова

Пейзаж менялся каждую секунду. Иногда картина менялась так быстро, что не удавалось даже запечатлеть ее на фото.

Автор фото Сергей Харитонов

Итак, лагерь собран, финальное фото сделано.

Автор фото Дмитрий Сенотрусов

Начальник, похоже, тоже был доволен, как прошло наше удивительное путешествие.

Автор фото Анна Борзых

Отъехав несколько километров от озера, мы пересекли многочисленные разливы реки Аргамджи. Иногда приходилось ехать буквально по руслу.

Автор фото Евгений Незбудей

Километров через 12-13 от озера мы остановились у оленных камней Аргамджи.

Автор фото Анна Борзых

Эти монументальные изваяния были найдены в 1996г при картографировании объектов в верховьях реки Калгуты и являются частью погребально-поминального комплекса Аргамджи I.

Эти памятники — символы давно ушедшей эпохи, зашифрованные послания, смысл которых человечество только учится понимать. Название оленных камней пошло от того, что очень часто на подобных стелах запечатлены олени с ветвистыми рогами. Так же обычным явлением является воспроизведение на оленных камнях атрибутов, символизирующих антропоморфный образ героя — воина-предка: диадемы, серьги с подвеской, пояса, зеркала и оружие. Именно такие символы можно разглядеть на оленных камнях Аргамджи.

Некоторые ученые считают, что образ человека, который угадывается в камнях является обощенным, а некоторые трактуют так, что каждое изваяние — не что иное, как памятник конкретному человеку. В любом случае, понимание оленных камней позволяет взглянуть на кочевников давно минувшего прошлого, как на людей, которым, как и нам, были близки скорбь по умершим, стремление помочь близким, сохранить для потомков важные идеи.

Еще через 12 км вдоль реки Калгуты мы доехали до пограничного поста Аргамджи.

Здесь у нас проверили документы и получили от нас порцию ласки.

Еще одна остановка была у последнего пересечения реки Калгуты. Отсюда дорога тонкой ниткой по склону поднималась к перевалу Теплый Ключ (2906м).

Автор фото Дмитрий Андрейко

Эти 4 км подъема на перевал были довольно сложными для машин и страшноватыми для нас, пассажиров. Поэтому забравшись наверх, первые несколько километров нам пришлось спускаться пешком, так как машинам, груженым вещами и людьми, ничего не стоило попасть в нежелательную аварийную ситуацию.

Автор фото Дмитрий Сенотрусов

Через 6,5 км спуска с перевала мы добрались до источника Джумалинские ключи. Это уже была цивилизация. Мы в нее вернулись.

Другое название этого источника — Теплые ключи. Возможно потому, что вода в них не замерзает круглый год. Хотя на мой взгляд теплым источник назвать можно лишь приблизительно, температура варьируется от 9 до 20 градусов. Так что, если кто-то думает погреться в них, то это явно не получится. Наоборот, чтобы не простудиться, рекомендуют сначала распариться в баньке, а только потом идти в уличную купель. Лечебность источников в первую очередь обусловлена наличие в воде радона. Также в ней были обнаружены литий, фтор, кремниевая кислота, борная кислота и другие элементы. Считается, что такие процедуры помогут вылечить множество заболеваний – от костей и сердечно-сосудистой системы, до желудочного тракта и нервной системы.

Администратор на ключах нам показался не совсем приветливым, и наши участники экспедиции отказались оздоравливаться. Да и время не позволяло, ведь впереди еще больше сотни километров пути. Поэтому мы перекусили и отправились в путь дальше.

Незаметно проехали через пер.Байбак (2695м), выехали на знакомую уже дорогу, по которой в начале экспедиции добирались до Джазатора, перевалили через Южно-Чуйский хребет и по Чуйской степи добрались до п.Кош-Агач. После небольшой технической остановки, 24 км по асфальту и, наконец, остановка на отдых в юрточном кемпинге Тыдтуярык.

Уютные юрты, хорошая баня и ужин с настоящим бешбармаком, приготовленным приветливыми хозяевами, стали замечательным окончанием нашего путешествия.

Автор фото Галина Бакланова

Юрточный лагерь Тыдту-Ярык — пер.Чике-Таман (1295м) — с.Камлак (Горно-Алтайский-Ботанический сад) — г.Бийск — авто 535 км

Пришла пора возвращаться домой и прощаться с друзьями, с которыми мы прошли этот мега интересный путь на плато Укок. Кто-то попрощался прямо в кемпинге, кто-то в Горно-Алтайске и Бийске, ну а с оставшимися мы доехали на поезде до Новосибирска.

Более 535 км пути по Чуйскому тракту для меня прошли незаметно. Дорога была так красива, что хотелось смотреть в окно автомобиля без отрыва. В самых красивых местах и на смотровых площадках мы делали остановки.

На перевале Чике-Таман кроме красивых видов и сувенирных лавок еще есть супер вкусные чебуреки, рекомендую.

Еще в селе Камлак, в 77 км от Горно-Алтайска мы заехали в Горно-Алтайский Ботанический сад.

Ботанический сад находится на берегу Катуни в месте ее слияния с рекой Сема. Прогулка по саду платная, но, судя по отзывам, очень приятная. Но, если столько времени нет, как у нас, то у входа на территорию сада есть магазинчик с травами и другими природными вкусностями. По крайней мере в этот магазинчик заехать точно стоит.

Проезжая Майму, я настоятельно рекомендую заехать на ул.Ленина, где есть фирменный магазинчик Чергинских сыров. Поверьте мне, сыроеду и сырофанатику, что твердые сыры Чергинского маслосыркомбината достойны внимания и покупке.

Вот и закончилось это мегапутешествие на загадочное плато Укок на Алтае. Большая экспедиция из тридцати участников и одного кота Моти получилась интересной, увлекательной, познавательной, иногда непростой, но всегда красивой и душевной. Я думаю, что бОльшая часть положительных эмоций зависит от людей, которые тебя окружают. В этом путешествии было именно так. Прощаясь со всеми, я точно знала, что сделаю все возможное, но встречусь и с Димой, и с некоторыми участниками еще раз. Свое обещание я выполнила и меньше , чем через год отправилась в не менее интересное путешествие в пустыню Гоби в Монголию. Но об этом чуть позже.

А в завершении своего рассказа о плато Укок, я предлагаю посмотреть фильмы нашей самой молодой участницы путешествия Даши Бородиной. Для тех, у кого нет времени смотреть — коротенький промофильм.

А кто готов погрузиться с головой в невероятный мир Алтая — посмотрите полную версию. Не пожалеете! В нем столько душевности и добра!

Комментариев: 2
  1. Очень красиво написано, по-человечески с ощущением того настроения души, в которое попадает человек в этих местах, преодолев все тяготы 100-километровой прогулки. Я горжусь тем, что впервые прошел это вместе с Дмитрием в 2019 году, но ощущения остались те же, что и в описанной позже экспедиции. Я прочитал только 9 часть, надо еще посмотреть описание предыдущих дней. Спасибо Дмитрию за открытие этого маршрута, его можно легко назвать маршрутом Сенотруса в ЮКОК. Он это заслужил. При необходимости предоставлю координаты дороги.