НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ. Экспедиция в пустыню Гоби (Часть 1. Предисловие. Столица Монголии Улан-Батор).
Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу
Часть 1. Предисловие. Столица Монголии Улан-Батор.
Предисловие.
— Наталья Львовна, скажите, а как в голову приходит мысль поехать в эту Монголию? – удивленно-задумчиво спросили меня коллеги, когда узнали, куда на этот раз я отправляюсь в путешествие. – Вы не хотите разок на море съездить, на пляже полежать, вдруг Вам понравится… Но Монголия…? Это странно…
Если бы несколько лет назад меня спросили, не хочу ли я поехать в Монголию, я бы тоже удивилась такому вопросу. «А что, Монголия – это разве интересно?» — вполне могла задать встречный вопрос. Но после того, как я оказалась в команде «Дороги ветров» в путешествии на плато Укок, мне было почти все равно куда отправиться, лишь бы еще раз встретиться с этой замечательной командой. Из всех туров мой выбор пал на Монголию, возможно потому, что словосочетания «пустыня Гоби», «на краю Ойкумены» звучали, как мне казалось, романтично, загадочно и круто. Для себя решила, что даже если я ничего кроме песков не увижу (был такой стереотип о пустыни), то с этой командой в любом случае будет интересно.
Кстати, само слово «ойкумена» с древне-греческого языка означает «обитаемая», «заселенная», то есть часть нашей планеты, известная людям, та часть окружающего мира, которая освоена и заселена людьми. Сегодня ойкумена — это также и философская идея, обозначающая искреннее стремление человека к пониманию и гармонии. Получается, если я еду на край Ойкумены, значит еду на край обитаемой земли и, в том числе, за обретением гармонии.
За несколько дней перед датой отъезда, мне пришлось принимать сложное решение: ехать или не ехать в эту экспедицию. И именно понимание необходимости обретения если не гармонии, то точно душевного равновесия и сыграло свою роль, чтобы от поездки не отказываться. Мои сомнения в те дни были связаны с неожиданным уходом мамы и, спасибо всем родным, которые меня чуть ли не силой убедили в необходимости ехать. Сейчас, вспоминая поездку, я с уверенностью могу сказать, что мое решение было верным. И я даже не могу представить, какое другое место на планете, могло бы дать мне ту силу и понимание, которые я обрела «на краю Ойкумены».
Итак, я в аэропорту. Традиционное перед путешествием каппучино с видом на летное поле.
Для начала мне надо самолетом долететь из Санкт-Петербурга до Иркутска. Первый раз в этом городе я побывала, когда в одиночку путешествовала по Байкалу и прошла пешком более 200 км вдоль озера. Тогда и по городу немного погуляла, и вам об этом рассказала. Теперь же Иркутск для меня был лишь местом пересадки по дороге в Монголию. Здесь я меняю самолет на поезд, следующий в Улан-Батор, столицу Монголии. Недалеко от железнодорожного вокзала арендовала прекрасные, недорогие, но уютные и стильные апартаменты, чтобы выспаться после длительного перелета. Поезд отправлялся рано утром следующего дня и ехать до Улан-Батора ровно сутки.
Так как все участники, выезжающие из Иркутска, старались купить билеты в один вагон поезда, то встреча и сама поездка были удивительно теплыми и душевными. Весь день незаметно прошел в общении и разговорах.
Из Иркутска мы выехали 12 мая. Весна в Прибайкалье еще только только набирала силу. Деревья были совсем без зелени, на вершинах гор лежал снег, а Байкал еще не освободился ото льда. Поезд довольно долго шел вдоль Байкала и можно было из окна наблюдать за его холодной красотой.
Ночь прошла в суете перехода через границы. Кстати, если кто не знает, для поездки в Монголию виза не нужна, достаточно действующего загранпаспорта. Билеты на поезд также приобретаются по загранпаспорту.
Еще немного полезной информации. Если вы, как и я, захотите заранее ознакомиться с информацией о Монголии, то столкнетесь с ее скудностью. Путеводителей по Монголии очень мало, информации в интернете тоже. Для себя я остановилась на двух изданиях: «Путеводитель «Монголия» издательства Ле Пти Фюте (его уже не достать в продаже, но можно скачать в пдф формате) и книга путешественника Сергея Волкова «По Монголии. Гобийские экспедиции».
Именно книгу Сергея Волкова я могу вам порекомендовать, мне она показалась крайне интересной и полезной. Купить ее можно было в каком-то магазине в Иркутске, но я просто написала Сергею в обратную связь на его сайте, и он мне любезно прислал книгу прямо в Санкт-Петербург. К тому же, он поинтересовался, по какому маршруту мы отправляемся и, услышав мой ответ, подтвердил, что маршрут очень крутой и нам будет интересно. А ведь Сергей — участник и организатор 16-и ( а может и больше) экспедиций в пустыню Гоби, да и составителем путеводителя Ле Пти Фюте тоже является он.
Заранее хочу сказать спасибо участникам нашего путешествия, которые по его окончанию поделились своими фото и разрешили мне их использовать в повествовании. Вы их увидите с подписью об авторстве. Скромно не подписанные фото — моего исполнения.
Столица Монголии Улан-Батор.
Проскрипев тормозами поезд остановился у перрона. Вот мы и в Улан-Баторе, столице Монголии.
Нас уже ждали наши транспортные средства, которые будут с нами все наше путешествие: две «буханки» и один джип. Так как утро было еще довольно раннее, чтобы не тратить время до заезда в отель, мы сразу отправились к первой достопримечательности — Конной статуе Чингисхана, которая находится в 50 км от города в Цонжин-Болдоге.
Въезжаем на территорию через триумфальную арку. И сразу видим огромную блестящую статую на постаменте в виде ротонды, к которой ведет огромная лестница.
Конная статуя Чингисхана — крупнейший памятник Чингисхану в Монголии и крупнейшая конная статуя в мире.
Место размещения памятника было выбрано не случайно. Согласно преданию, в 1177 г. еще молодой Темуджин возвращался домой от Ван Хана Тоорилы, соратника своего отца, у которого просил помощи. По дороге он нашел золотой кнут – символ успеха, после этого он смог объединить монгольский народ и создать Великую монгольскую империю.
«Золотой кнут» — так назвали комплекс — должен принести удачу современной Монголии, как помог когда-то молодому Чингисхану. Поэтому, в правительстве страны, когда принимали решение о строительстве этого комплекса, подчеркивали, что эта масштабная стройка — не только ради туристов.
Официальное открытие памятника состоялось 26 февраля 2008 г. Финансировал проект выпускник школы монументального искусства, чемпион мира по дзюдо, бизнесмен Халтмаагийн Баттулга, который позже, с 2017 по 2021 год стал президентом Монголии.
Фигура Чингисхана обращена на восток – место его рождения.
Высота статуи составляет 50 м плюс десятиметровый постамент. Монумент покрыт нержавеющей сталью весом 250 тонн и окружен 36 колоннами, которые символизируют ханов Монгольской империи от Чингисхана до Лигдэн хана. Портреты этих же ханов представлены внутри здания-постамента.
Внутри постамента также размещены: художественная галерея, музей эпохи хунну, бильярдная, ресторан, сувенирная лавка и конференц-зал. Музей мы посетили, мне было интересно.
Также внутри ротонды есть гигантская карта завоеваний Чингисхана, символический золотой кнут в два метра длиной, а также самый большой в мире монгольский кожаный сапог.
Об этом сапоге имеет смысл рассказать поподробнее. Этот сапог — монгольский гутал, также как и конная статуя, самый большой в мире. В 2008 году его изготовила 18-ти летняя монголка Б.Номин. Высота сапога составляет 9 метров, то есть с трехэтажный дом, длина 6 метров, ширина 2 метра. Если бы его надел человек, то его рост должен бы быть 45 метров, а вес 4 с половиной тонны. Для создания самого большого в мире сапога потребовалось 225 бычьих шкур, 4500 метров верёвки, 120 кв.метров войлока, 72 кв.метра пролона, 13 куб.метров древесины, 300 литров клея и 180 кв.метров брезента. Я не знаю, эта девушка одна его делала или с помощниками. Мне кажется, что без помощи здесь не обошлось.
Из того, что я прочитала про эти сапоги, мне очень понравилось одно из объяснений, почему у них загнутые носы. Кроме вполне многочисленных утилитарных удобств, загнутые носы символизируют бережное отношение к природе, исключающее разрушение почвы и вытаптывание травы.
После осмотра памятника снаружи и внутри, нам осталось глянуть на окружающий мир сверху. Дело в том, что на холке лошади располагается смотровая площадка, оттуда открывается вид на окружающие бескрайние просторы монгольской степи.
Выходишь из потайной двери ниже пояса Чингисхана,
и весь мир как ладони.
Если будете в Улан-Баторе, посетите обязательно этот комплекс. Мне понравилось. А нам надо возвращаться в город, заселяться в отель. Но по пути мы сначала поменяли деньги на монгольские тугрики. Для решения этой задачи в Улан-Баторе есть целая улица состоящая из сплошных обменников, ул.Найман Шарга. Меняют любую валюту, курс нормальный, могут даже с российской карты поменять, но будет подороже. Российские карты в магазинах почти нигде, а точнее совсем нигде не принимали.
Наш отель «Nine H9» находится в центре города, очень удобно. Вполне приличное место, с хорошими номерами достойным завтраком. Устроившись с жильем, мы тут же в кафе в этом же здании пообедали.
Но наша городская программа продолжается. Мы поехали в главный буддийский монастырь Монголии Гандан (Гандантекчинлинг), который находится в центральной части города и занимает довольно большую площадь. Название означает «Большой Монастырь Полной Радости».
Я абсолютно далека от буддийской культуры и не понимаю в ней ничего, от слова совсем. Но чисто визуально его яркие здания очень красивой и необычной (для меня) архитектуры произвели впечатление.
Первый храм монастыря был заложен в 1838 году в честь одноименного монастыря в Тибете. К концу XIX в. монастырь занимал уже довольно обширную территорию, на которой жило около четырнадцати тысяч монахов-лам. В конце 30-х годов ХХ столетия его постигла общая участь всех монастырей страны – он был закрыт, а монахи частично репрессированы. В 1949 г. по просьбе верующих монастырь снова был открыт и практически отстроен заново.
В наши дни при монастыре действует Буддийская духовная академия, в её библиотеке насчитывается свыше 50 тыс. книг и рукописей, открыты храмы, живут порядка 1000 монахов и даже открыли детский сад, в котором его воспитанники изучают основы буддизма и национальные традиции.
Каждый храм или дацан монастыря имеет свое значение и свою историю. Чтобы обойти их все у нас не было ни времени, ни, думаю, возможности, так как не везде можно было заходить посторонним. Но основные достопримечательности, куда в первую очередь стремятся туристы, мы, конечно, посетили.
В первую очередь, это храм почитания Янрайсига (Мэгджид-Джанрайсэг), бога сострадания. Еще его называют Авалокитешвара Великомилосердный, то есть «Видящий глазами». Ему приписывают исцеление слепых.
Храм был возведен китайскими рабочими в 1911-1913 годах и по сей день является самым высоким образцом монгольской буддийской архитектуры. Его высота достигает 42 метров. Находится он в конце главной аллеи.
Внутри него находится самая высокая золотая статуя Будды, для которой был выбран образ Авалокитешвары.
Внутренность 25-метровой статуи была заполнена томами Ганджура, мантрами, целебными травами и драгоценностями. В начале Второй мировой войны статуя была демонтирована, и, по рассказам, была вывезена советскими солдатами. Как говорят, фрагменты медной статуи были отправлены в СССР на переплавку на снаряды. Однако, никаких подтверждений данному факту нет, и, на мой взгляд, было бы правильнее говорить лишь о факте ее утраты.
В 1996 году статуя Авалокитешвары была восстановлена на народные пожертвования и вновь освящена.
Высота статуи — 26 м; выполнена из меди, инкрустирована 2286 драгоценными камнями, в том числе 186 найденными в самой Монголии, и покрыта 8,6 кг добытого в Монголии сусального золота. По центру полости статуи установлен одиннадцатиметровый ствол лиственницы, срубленной на заповедной горе Богд-Хан-Уул. А в лотосе-постаменте установлена пятистенная юрта из Булганского аймака, доспехи, лекарственные травы, драгоценности и другие дары монгольских верующих, полное собрание Ганджура и Данджура, присланное Далай-ламой XIV, сочинения Цонкапы, подарки других известных лам, например настоятеля Амарбаясгаланта Гуру-Дэва Ринпоче, а также волосы с голов всех перерождений Далай-лам и резной лик Таранатхи, подаренный Далай-ламой XIII в 1905 году и помещённый в голову статуи.
В храме для меня было необычно абсолютно все, ходила, буквально раскрыв рот.
Не забыли мы и покрутить молельные барабаны. Впрочем, когда я бываю в храмах даже не православной религии и культуры, всегда стараюсь помолиться и поставить свечку за здравие близких, если это, конечно, возможно.
Из храма мы выходили, как и полагается, спиной ко входу.
Прошлись немного по территории.
Затем увидели небольшие красивые ворота, Священные ворота Гандана.
Они ведут на огороженную территорию, где вместе с другими храмами находится также один из старейших — храм Важрадхара, первый каменный храм Гандана, построенный еще в 1840 году.
В этом храме ежедневно проходят службы и фотографировать внутри храма нельзя. Но мы и попасть внутрь храма не смогли, он был закрыт (по крайней мере, я не видела, чтобы кто-то из туристов туда заходил).
Как и положено, у храма есть и молельные барабаны, и доски для моления.
Меня же храм Важрадхара (да и не только он) увлек своими архитектурными элементами. Хотелось подолгу разглядывать каждую завитушку, каждый элемент, каждую скульптуру, даже не понимая того смысла, который наверняка они имели.
Монастырь Гандан однозначно — место, рекомендуемое к посещению. Если бы у меня появилась еще одна возможность побывать в Улан-Баторе, то я обязательно посетила его еще раз.
Время уже близилось к вечеру, а у нас была еще очень насыщенная музейная программа. В Улан-Баторе очень много интересных музеев, художественных галерей и памятников архитектуры. Но так как времени у нас оставалось немного, Дима повез нас в один из интереснейших музеев — Музей естественной истории Монголии.
Музей действительно интересный, с разнообразной коллекцией экспонатов: редкие палеонтологические и археологические находки, в том числе всемирно известные полные скелеты динозавров, окаменелые яйца динозавров, предметы народного искусства монголов, богатая коллекция холодного оружия, огромная коллекция чучел птиц и животных.
Как я понимаю сейчас, скорее всего Дима выбрал именно этот музей не случайно. Ведь одним из мест посещения в пустыне Гоби у нас была Нэмэгэтинская впадина — богатейшая кладовая ископаемых останков динозавров. Когда Дима говорил нам, что мы даже должны найти эти самые останки и окаменелости, я отнеслась скептически. Осмотрела музейные экспонаты и хмыкнула про себя «ну-ну… найдем…». А зря сомневалась. Но об этом позже.
На этом наша экскурсионная программа закончилась, ведь объять необъятное за один день просто невозможно. И у нас было свободное время. Все разошлись по своим интересам. Ознакомились со знаменитым монгольским кашемиром и погуляли по городу.
Этот день, проведенный в столице Монголии Улан-Баторе перевернул мое представление о Монголии буквально с ног на голову. Улан-Батор, вопреки моим ожиданиям, оказался очень красивым, современным городом с бурно кипящей, как в любой столице мира, жизнью.
Очень понравились люди, отзывчивые, приветливые. Те, кто постарше и знает русский язык, услышав нашу речь, часто подходили просто пообщаться, поговорить или помочь в чем-нибудь. Еще очень красивая молодежь, современная, хорошо и модно одевается, и просто красивая в прямом смысле слова.
Поздно вечером, когда мы уставшие брели к отелю, вдруг неожиданно мне в голову пришла мысль, что я ощущаю себя в Улан-Баторе, как в Новосибирске. Чем-то эти два города показались мне похожими по настроению, духу и просто как я себя в этом городе ощущала. Удивительно… Поделилась своими мыслями с девочками и, немного подумав, они меня поддержали. Да, в этом что-то есть…
Ну что ж, пора отдыхать. На следующий день выезжаем в сторону таинственной для нас пустыни Гоби. Экспедиция начинается.