НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ. Экспедиция в пустыню Гоби (Часть 1. Предисловие. Столица Монголии Улан-Батор). - Еду Иду Куда Хочу skip to Main Content
НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ. Экспедиция в пустыню Гоби (Часть 1. Предисловие. Столица Монголии Улан-Батор).

НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ. Экспедиция в пустыню Гоби (Часть 1. Предисловие. Столица Монголии Улан-Батор).

Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу

Часть 1. Предисловие. Столица Монголии Улан-Батор.

Предисловие.

— Наталья Львовна, скажите, а как в голову приходит мысль поехать в эту Монголию? – удивленно-задумчиво спросили меня коллеги, когда узнали, куда на этот раз я отправляюсь в путешествие. – Вы не хотите разок на море съездить, на пляже полежать, вдруг Вам понравится… Но Монголия…? Это странно…

Если бы несколько лет назад меня спросили, не хочу ли я поехать в Монголию, я бы тоже удивилась такому вопросу. «А что, Монголия – это разве интересно?» — вполне могла задать встречный вопрос. Но после того, как я оказалась в команде «Дороги ветров» в путешествии на плато Укок, мне было почти все равно куда отправиться, лишь бы еще раз встретиться с этой замечательной командой. Из всех туров мой выбор пал на Монголию, возможно потому, что словосочетания «пустыня Гоби», «на краю Ойкумены» звучали, как мне казалось, романтично, загадочно и круто. Для себя решила, что даже если я ничего кроме песков не увижу (был такой стереотип о пустыни), то с этой командой в любом случае будет интересно.

Кстати, само слово «ойкумена» с древне-греческого языка означает «обитаемая», «заселенная», то есть часть нашей планеты, известная людям, та часть окружающего мира, которая освоена и заселена людьми. Сегодня ойкумена — это также и философская идея, обозначающая искреннее стремление человека к пониманию и гармонии. Получается, если я еду на край Ойкумены, значит еду на край обитаемой земли и, в том числе, за обретением гармонии.

За несколько дней перед датой отъезда, мне пришлось принимать сложное решение: ехать или не ехать в эту экспедицию. И именно понимание необходимости обретения если не гармонии, то точно душевного равновесия и сыграло свою роль, чтобы от поездки не отказываться. Мои сомнения в те дни были связаны с неожиданным уходом мамы и, спасибо всем родным, которые меня чуть ли не силой убедили в необходимости ехать. Сейчас, вспоминая поездку, я с уверенностью могу сказать, что мое решение было верным. И я даже не могу представить, какое другое место на планете, могло бы дать мне ту силу и понимание, которые я обрела «на краю Ойкумены».

Итак, я в аэропорту. Традиционное перед путешествием каппучино с видом на летное поле.

Для начала мне надо самолетом долететь из Санкт-Петербурга до Иркутска. Первый раз в этом городе я побывала, когда в одиночку путешествовала по Байкалу и прошла пешком более 200 км вдоль озера. Тогда и по городу немного погуляла, и вам об этом рассказала. Теперь же Иркутск для меня был лишь местом пересадки по дороге в Монголию. Здесь я меняю самолет на поезд, следующий в Улан-Батор, столицу Монголии. Недалеко от железнодорожного вокзала арендовала прекрасные, недорогие, но уютные и стильные апартаменты, чтобы выспаться после длительного перелета. Поезд отправлялся рано утром следующего дня и ехать до Улан-Батора ровно сутки.

Так как все участники, выезжающие из Иркутска, старались купить билеты в один вагон поезда, то встреча и сама поездка были удивительно теплыми и душевными. Весь день незаметно прошел в общении и разговорах.

Из Иркутска мы выехали 12 мая. Весна в Прибайкалье еще только только набирала силу. Деревья были совсем без зелени, на вершинах гор лежал снег, а Байкал еще не освободился ото льда. Поезд довольно долго шел вдоль Байкала и можно было из окна наблюдать за его холодной красотой.

Ночь прошла в суете перехода через границы. Кстати, если кто не знает, для поездки в Монголию виза не нужна, достаточно действующего загранпаспорта. Билеты на поезд также приобретаются по загранпаспорту.

Еще немного полезной информации. Если вы, как и я, захотите заранее ознакомиться с информацией о Монголии, то столкнетесь с ее скудностью. Путеводителей по Монголии очень мало, информации в интернете тоже. Для себя я остановилась на двух изданиях: «Путеводитель «Монголия» издательства Ле Пти Фюте (его уже не достать в продаже, но можно скачать в пдф формате) и книга путешественника Сергея Волкова «По Монголии. Гобийские экспедиции».

Именно книгу Сергея Волкова я могу вам порекомендовать, мне она показалась крайне интересной и полезной. Купить ее можно было в каком-то магазине в Иркутске, но я просто написала Сергею в обратную связь на его сайте, и он мне любезно прислал книгу прямо в Санкт-Петербург. К тому же, он поинтересовался, по какому маршруту мы отправляемся и, услышав мой ответ, подтвердил, что маршрут очень крутой и нам будет интересно. А ведь Сергей — участник и организатор 16-и ( а может и больше) экспедиций в пустыню Гоби, да и составителем путеводителя Ле Пти Фюте тоже является он.

Заранее хочу сказать спасибо участникам нашего путешествия, которые по его окончанию поделились своими фото и разрешили мне их использовать в повествовании. Вы их увидите с подписью об авторстве. Скромно не подписанные фото — моего исполнения.

Столица Монголии Улан-Батор.

Проскрипев тормозами поезд остановился у перрона. Вот мы и в Улан-Баторе, столице Монголии.

Нас уже ждали наши транспортные средства, которые будут с нами все наше путешествие: две «буханки» и один джип. Так как утро было еще довольно раннее, чтобы не тратить время до заезда в отель, мы сразу отправились к первой достопримечательности — Конной статуе Чингисхана, которая находится в 50 км от города в Цонжин-Болдоге.

Въезжаем на территорию через триумфальную арку. И сразу видим огромную блестящую статую на постаменте в виде ротонды, к которой ведет огромная лестница.

Конная статуя Чингисхана — крупнейший памятник Чингисхану в Монголии и крупнейшая конная статуя в мире.

Место размещения памятника было выбрано не случайно. Согласно преданию, в 1177 г. еще молодой Темуджин возвращался домой от Ван Хана Тоорилы, соратника своего отца, у которого просил помощи. По дороге он нашел золотой кнут – символ успеха, после этого он смог объединить монгольский народ и создать Великую монгольскую империю.

«Золотой кнут» — так назвали комплекс — должен принести удачу современной Монголии, как помог когда-то молодому Чингисхану. Поэтому, в правительстве страны, когда принимали решение о строительстве этого комплекса, подчеркивали, что эта масштабная стройка — не только ради туристов.

Официальное открытие памятника состоялось 26 февраля 2008 г. Финансировал проект выпускник школы монументального искусства, чемпион мира по дзюдо, бизнесмен Халтмаагийн Баттулга, который позже, с 2017 по 2021 год стал президентом Монголии.

Фигура Чингисхана обращена на восток – место его рождения.

Высота статуи составляет 50 м плюс десятиметровый постамент. Монумент покрыт нержавеющей сталью весом 250 тонн и окружен 36 колоннами, которые символизируют ханов Монгольской империи от Чингисхана до Лигдэн хана. Портреты этих же ханов представлены внутри здания-постамента.

Внутри постамента также размещены: художественная галерея, музей эпохи хунну, бильярдная, ресторан, сувенирная лавка и конференц-зал. Музей мы посетили, мне было интересно.

Фото Дмитрия Новикова

Также внутри ротонды есть гигантская карта завоеваний Чингисхана, символический золотой кнут в два метра длиной, а также самый большой в мире монгольский кожаный сапог.

 

Об этом сапоге имеет смысл рассказать поподробнее. Этот сапог — монгольский гутал, также как и конная статуя, самый большой в мире. В 2008 году его изготовила 18-ти летняя монголка Б.Номин. Высота сапога составляет 9 метров, то есть с трехэтажный дом, длина 6 метров, ширина 2 метра. Если бы его надел человек, то его рост должен бы быть 45 метров, а вес 4 с половиной тонны. Для создания самого большого в мире сапога потребовалось 225 бычьих шкур, 4500 метров верёвки, 120 кв.метров войлока, 72 кв.метра пролона, 13 куб.метров древесины, 300 литров клея и 180 кв.метров брезента. Я не знаю, эта девушка одна его делала или с помощниками. Мне кажется, что без помощи здесь не обошлось.

Из того, что я прочитала про эти сапоги, мне очень понравилось одно из объяснений, почему у них загнутые носы. Кроме вполне многочисленных утилитарных удобств, загнутые носы символизируют бережное отношение к природе, исключающее  разрушение почвы и вытаптывание травы.

После осмотра памятника снаружи и внутри, нам осталось глянуть на окружающий мир сверху. Дело в том, что на холке лошади располагается смотровая площадка, оттуда открывается вид на окружающие бескрайние просторы монгольской степи.

Выходишь из потайной двери ниже пояса Чингисхана,

и весь мир как ладони.

Если будете в Улан-Баторе, посетите обязательно этот комплекс. Мне понравилось. А нам надо возвращаться в город, заселяться в отель. Но по пути мы сначала поменяли деньги на монгольские тугрики. Для решения этой задачи в Улан-Баторе есть целая улица состоящая из сплошных обменников, ул.Найман Шарга. Меняют любую валюту, курс нормальный, могут даже с российской карты поменять, но будет подороже. Российские карты в магазинах почти нигде, а точнее совсем нигде не принимали.

Наш отель «Nine H9» находится в центре города, очень удобно. Вполне приличное место, с хорошими номерами достойным завтраком. Устроившись с жильем, мы тут же в кафе в этом же здании пообедали.

Но наша городская программа продолжается. Мы поехали в главный буддийский монастырь Монголии Гандан (Гандантекчинлинг), который находится в центральной части города и занимает довольно большую площадь. Название означает «Большой Монастырь Полной Радости».

Я абсолютно далека от буддийской культуры и не понимаю в ней ничего, от слова совсем. Но чисто визуально его яркие здания очень красивой и необычной (для меня) архитектуры произвели впечатление.

Первый храм монастыря был заложен в 1838 году в честь одноименного монастыря в Тибете. К концу XIX в. монастырь занимал уже довольно обширную территорию, на которой жило около четырнадцати тысяч монахов-лам. В конце 30-х годов ХХ столетия его постигла общая участь всех монастырей страны – он был закрыт, а монахи частично репрессированы. В 1949 г. по просьбе верующих монастырь снова был открыт и практически отстроен заново.

В наши дни при монастыре действует Буддийская духовная академия, в её библиотеке насчитывается свыше 50 тыс. книг и рукописей, открыты храмы, живут порядка 1000 монахов и даже открыли детский сад, в котором его воспитанники изучают основы буддизма и национальные традиции.

Фото Дмитрия Новикова

Каждый храм или дацан монастыря имеет свое значение и свою историю. Чтобы обойти их все у нас не было ни времени, ни, думаю, возможности, так как не везде можно было заходить посторонним. Но основные достопримечательности, куда в первую очередь стремятся туристы, мы, конечно, посетили.

В первую очередь, это храм почитания Янрайсига (Мэгджид-Джанрайсэг), бога сострадания. Еще его называют Авалокитешвара Великомилосердный, то есть «Видящий глазами». Ему приписывают исцеление слепых.

Храм был возведен китайскими рабочими в 1911-1913 годах и по сей день является самым высоким образцом монгольской буддийской архитектуры. Его высота достигает 42 метров. Находится он в конце главной аллеи.

Фото Дмитрия Новикова

Внутри него находится самая высокая золотая статуя Будды, для которой был выбран образ Авалокитешвары.

Внутренность 25-метровой статуи была заполнена томами Ганджура, мантрами, целебными травами и драгоценностями. В начале Второй мировой войны статуя была демонтирована, и, по рассказам, была вывезена советскими солдатами. Как говорят, фрагменты медной статуи были отправлены в СССР на переплавку на снаряды. Однако, никаких подтверждений данному факту нет, и, на мой взгляд, было бы правильнее говорить лишь о факте ее утраты.

В 1996 году статуя Авалокитешвары была восстановлена на народные пожертвования и вновь освящена.

Высота статуи — 26 м; выполнена из меди, инкрустирована 2286 драгоценными камнями, в том числе 186 найденными в самой Монголии, и покрыта 8,6 кг добытого в Монголии сусального золота. По центру полости статуи установлен одиннадцатиметровый ствол лиственницы, срубленной на заповедной горе Богд-Хан-Уул. А в лотосе-постаменте установлена пятистенная юрта из Булганского аймака, доспехи, лекарственные травы, драгоценности и другие дары монгольских верующих, полное собрание Ганджура и Данджура, присланное Далай-ламой XIV, сочинения Цонкапы, подарки других известных лам, например настоятеля Амарбаясгаланта Гуру-Дэва Ринпоче, а также волосы с голов всех перерождений Далай-лам и резной лик Таранатхи, подаренный Далай-ламой XIII в 1905 году и помещённый в голову статуи.

В храме для меня было необычно абсолютно все, ходила, буквально раскрыв рот.

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Не забыли мы и покрутить молельные барабаны. Впрочем, когда я бываю в храмах даже не православной религии и культуры, всегда стараюсь помолиться и поставить свечку за здравие близких, если это, конечно, возможно.

Из храма мы выходили, как и полагается, спиной ко входу.

Прошлись немного по территории.

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Затем увидели небольшие красивые ворота, Священные ворота Гандана.

Фото Дмитрия Новикова

Они ведут на огороженную территорию, где вместе с другими храмами находится также один из старейших — храм Важрадхара, первый каменный храм Гандана, построенный еще в 1840 году.

Фото Дмитрия Новикова

В этом храме ежедневно проходят службы и фотографировать внутри храма нельзя. Но мы и попасть внутрь храма не смогли, он был закрыт (по крайней мере, я не видела, чтобы кто-то из туристов туда заходил).

Фото Дмитрия Новикова

Как и положено, у храма есть и молельные барабаны, и доски для моления.

Фото Дмитрия Новикова

Меня же храм Важрадхара (да и не только он) увлек своими архитектурными элементами. Хотелось подолгу разглядывать каждую завитушку, каждый элемент, каждую скульптуру, даже не понимая того смысла, который наверняка они имели.

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Монастырь Гандан однозначно — место, рекомендуемое к посещению. Если бы у меня появилась еще одна возможность побывать в Улан-Баторе, то я обязательно посетила его еще раз.

Время уже близилось к вечеру, а у нас была еще очень насыщенная музейная программа. В Улан-Баторе очень много интересных музеев, художественных галерей и памятников архитектуры. Но так как времени у нас оставалось немного, Дима повез нас в один из интереснейших музеев — Музей естественной истории Монголии.

Музей действительно интересный, с разнообразной коллекцией экспонатов: редкие палеонтологические и археологические находки, в том числе всемирно известные полные скелеты динозавров, окаменелые яйца динозавров, предметы народного искусства монголов, богатая коллекция холодного оружия, огромная коллекция чучел птиц и животных.

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Как я понимаю сейчас, скорее всего Дима выбрал именно этот музей не случайно. Ведь одним из мест посещения в пустыне Гоби у нас была Нэмэгэтинская впадина — богатейшая кладовая ископаемых останков динозавров. Когда Дима говорил нам, что мы даже должны найти эти самые останки и окаменелости, я отнеслась скептически. Осмотрела музейные экспонаты и хмыкнула про себя «ну-ну… найдем…». А зря сомневалась. Но об этом позже.

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

На этом наша экскурсионная программа закончилась, ведь объять необъятное за один день просто невозможно. И у нас было свободное время. Все разошлись по своим интересам. Ознакомились со знаменитым монгольским кашемиром и погуляли по городу.

Этот день, проведенный в столице Монголии Улан-Баторе перевернул мое представление о Монголии буквально с ног на голову. Улан-Батор, вопреки моим ожиданиям, оказался очень красивым, современным городом с бурно кипящей, как в любой столице мира, жизнью.

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Очень понравились люди, отзывчивые, приветливые. Те, кто постарше и знает русский язык, услышав нашу речь, часто подходили просто пообщаться, поговорить или помочь в чем-нибудь. Еще очень красивая молодежь, современная, хорошо и модно одевается, и просто красивая в прямом смысле слова.

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Поздно вечером, когда мы уставшие брели к отелю, вдруг неожиданно мне в голову пришла мысль, что я ощущаю себя в Улан-Баторе, как в Новосибирске. Чем-то эти два города показались мне похожими по настроению, духу и просто как я себя в этом городе ощущала. Удивительно… Поделилась своими мыслями с девочками и, немного подумав, они меня поддержали. Да, в этом что-то есть…

Ну что ж, пора отдыхать. На следующий день выезжаем в сторону таинственной для нас пустыни Гоби. Экспедиция начинается.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top