НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ. Экспедиция в пустыню Гоби (Часть 7. Пески Хонгорын-Элс). - Еду Иду Куда Хочу skip to Main Content
НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ. Экспедиция в пустыню Гоби (Часть 7. Пески Хонгорын-Элс).

НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ. Экспедиция в пустыню Гоби (Часть 7. Пески Хонгорын-Элс).

НАЧАЛО ЗДЕСЬ

Часть 7. Пески Хонгорын-Элс.

Юрточный кемпинг у ущелья Ёлын Ам — с.Баяндалай — Большой бархан Хонгорын Элс — юрточный кемпинг Ger Camp — авто ~ 180 км

Прогулка на Большой бархан в песках Хонгорын-Элс – пешком ~ 2,5 км

Как же быстро меняется погода в пустыне. Вчера в дороге вокруг мало чего смогли увидеть из-за поднимавшегося до неба песка, а теперь утром — прозрачный воздух и четкие очертания хребтов.

Кстати, находились мы на высоте чуть больше 2000м и поутру было довольно холодно. А в первые часы, когда мы тронулись в путь, я даже замерзла в машине.

Первая наша остановка была через 48 км в поселке Баяндалай, чтобы заправить машины. Если вы думаете, что это тривиальное занятие, то ошибаетесь. На эту процедуру в пустыне надо закладывать дополнительное время. То колонка сломалась, то компьютер завис, то сотрудника нет, то банально не подвезли бензин.

Еще примерно через 30 км мы остановились у небольшой кучки домов на берегу пересохшего, как всегда, озера. Ни названия озера, ни населенного пункта нигде не указано. Скорее всего, озеро появляется лишь периодически и по причине того, что в этом месте, судя по картам, много источников воды (колодцев и родников).

Фото Дмитрия Новикова

Достопримечательностью этой точки является довольно занятный памятник лошади, у которого в постамент заложены минералы, встречающиеся в этих местах. С геологией у меня туговато, поэтому озвученные начальником названия этих минералов в одно мое ухо влетели, и благополучно вылетели в другое.

Фото Дмитрия Новикова

Дальше мы двигались по очень широкой долине между двух хребтов. Справа — Гурван Сайхан.

Фото Дмитрия Новикова

Слева — Дзолэнгийн-Нуру.

Фото Дмитрия Новикова

Встречались юрты местных жителей.

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Какие-то странные столы с разложенными булыжниками, видимо имеющими ценность.

Фото Дмитрия Новикова

Примерно здесь же, с южной стороны начали появляться барханчики песка. Мы даже выходили из машин, чтобы сделать эпические фото с верблюдами, гуляющими вдоль песков. Но при ближайшем рассмотрении «кораблями пустыни» оказались банальные рогатые коровы.

Фото Дмитрия Новикова

После обеда, проехав от остановки у пересохшего озера 85 километров, мы добрались до юрточного кемпинга Ger Camp.

Кемпинг очень благоустроенный, с чистыми душевыми, горячей водой и просторной общей столовой. Вечером мы, наконец, смогли в комфортных условиях принять душ и привести в порядок себя и свои вещи.

Но все это будет вечером. Нас ждала одна из самых известных и действительно уникальных достопримечательностей Монголии и пустыни Гоби — пески Хонгорын-Элс и прогулка на Большой бархан.

Нигде в своих путешествиях я не посещала ничего подобного, поэтому ожидания того, что я увижу, были покрыты абсолютным туманом. Конечно, видела какие-то фотографии, но честно скажу, что впечатления от реальности оказались на несколько порядков ярче.

Большой бархан песков Хонгорын-Элс находится примерно в 7-8 километрах от кемпинга, в котором мы остановились.

Когда мы подъехали к месту, я обомлела от песчаной махины перед собой. На склоне виднелись крошечные черные точки, карабкающиеся вверх.

Нас предупредили, что песок, поднимающийся с барханов может вывести из строя телефоны и фототехнику, поэтому хорошенько припрятав свои гаджеты мы отправились на покорение песчаной горы.

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Сенотрусова

Фото Дмитрия Новикова

Пески Хонгорын-Элс включены в территорию Гурван-Сайханы-Нурууского национального парка. Их ширина от 3 до 15 км (в некоторых источниках пишут, что до 28 км), а продолжительность — около 185 км. Как пишут, высота барханов от 100 до 300 м. Когда мы стали подниматься, я специально писала трек. В результате получилось, что мы набрали высоту около 200 м, расстояние, которое надо было преодолеть, чтобы забраться на гребень — около 1 км. Возможно, где-то есть перепад высоты и 300м, но мне показалось, что мы все же были в самой высокой части. По крайней мере самая большая высота над уровнем моря 1500м, судя по картам, была именно в этом месте.

У подножия бархана мы, наконец, увидели прогуливающихся верблюдов, как же без них. А также обратили внимание на зеленые островки. Как оказалось, там протекает ручей и есть родник с чистой водой. Я видела фото, видимо сделанные путешественниками летом, чуть позже по времени года, чем были мы, и зелени на этом островке жизни было еще больше.

Фото Дмитрия Новикова

Скажу честно, подниматься на бархан непросто. Во-первых, довольно крутой склон, ведь, как я уже говорила, что на одном километре надо было набрать 200 м высоты. Во-вторых, песок — он и в Африке песок. Шаг вперед — и сползаешь назад. Силы таяли быстро.

Фото Дмитрия Сенотрусова

Отдыхать садились прямо на склоне.

Тем не менее, мы, как всегда, оказались молодцами и забрались на бархан полным составом.

Фото Дмитрия Сенотрусова

Фото Дмитрия Сенотрусова

Чего не скажешь о той самой группе китайских туристов, которую мы видели на склоне. Мне показалось, что они почти не двигались. Они старались идти, взявшись зачем-то за руки, периодически один из них падал без сил и лежал, а остальные стояли ждали. Потом падал еще один или сразу несколько человек. Было видно, что задача для них оказалась выше сил.

Фото Дмитрия Новикова

Нам же открылись невероятные красоты.

Фото Дмитрия Сенотрусова

Фото Дмитрия Сенотрусова

С южной стороны бархана (с северной их нет) пролегают большие гряды песчаных дюн. Через эти места проходил караванный путь, по которому ходили тибетские караваны и монгольские паломники. Этим путем прошла в апреле 1927 года и знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция, возглавляемая профессором Н. Рерихом. А легенды рассказывают о погребённых под песком караванах и городах.

Плавные линии барханов красиво получаются на фотографиях. Поэтому главное занятие и около них, и на них — сделать как можно больше фото, чем мы и занимались.

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Сенотрусова

Фото Дмитрия Сенотрусова

Фото Дмитрия Сенотрусова

Фото Дмитрия Новикова

Ваш покорный слуга.

Пришло время спускаться вниз. Когда стоишь на горе, а вниз ведет гладкий крутой склон двухсотметровой высоты, возникает вопрос, с какой скоростью ты сейчас покатишься.

Все оказалось с одной стороны проще, а с другой — неожиданно интересно.

Сама по себе в голову сразу приходит идея сесть на пятую точку и скатиться. Хотя и есть опасение на таком крутом склоне разогнаться со слишком большой скоростью. Но не тут то было! Песок имеет совершенно отличные качества, чем, например, снег. На нем не то, что разогнаться, а вообще двигаться хоть с какой-то скоростью проблематично. Приходиться хорошенько трудиться и ногами, и руками, чтобы медленно скатываться вниз.

И в этот момент ты вдруг чувствуешь под собой очень странную по ощущениям вибрацию и раздается низкий громкий звук, похожий на рев взлетающего самолета или, как казалось мне, на протяжное пение органных труб. Вот оно какое знаменитое «пение» барханов!

Араты, монгольские крестьяне-кочевники, давным-давно окрестили пески Хонгорын-Элс «Поющими барханами». В древности эти звуки принимали за голоса духов, караванщики обходили Хонгорын-Элс стороной, так как верили, что своими песнями дюны, словно древнегреческие морские сирены, зазывают людей к себе, на верную гибель. В разную погоду и в разные дни можно услышать не только орган, но и звуки флейты или бой ритуальных барабанов, ворчание собаки или загадочны призывные голоса. О чудесах этих песков с древних времен рассказывается в легендах.

Звучащие барханы ˗ это редкий феномен. Учёные исследовали его природу: считается, что звук возникает из-за трения сухих песчинок. В сырую погоду бархан не звучит. Сухой воздух электризует песок, который начинает вибрировать, и из-за сильного ветра возникает мощная звуковая волна, которая отражается от плотной почвы. Существует также мнение, что звучание песчинок связано с тонким налетом на них соединений кальция и магния. Но стоит заметить, что в лабораториях, где «поющие» пески пытаются заставить «петь», многие из них замолкают.

Так под звуки сказочных сирен, органа и реактивного самолета мы постепенно спустились вниз.

Фото Дмитрия Сенотрусова

Фото Дмитрия Сенотрусова

Дима нашел выставку песчаных скульптур.

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Фото Дмитрия Новикова

Я же, в ожидании, пока все спустятся вниз, разглядывала странные растения. Я очень им удивилась, никогда еще не видела такого чуда.

Уже дома задалась целью выяснить, что за красные шишки росли около кустов из песка. И вот, что удалось выяснить. Оказалось, что это удивительное растение — циноморий, а точнее — циноморий джунгарский, родиной которого является Средняя Азия и Монголия. Его собратом является циноморий багряный, произрастающий в Средиземноморье.

Циноморий выглядит очень странно и в голову не приходит никакого сравнения с каким-либо другим растением. Это не удивительно, ведь род циномориев не имеет ближайших родственников. Он является единственным в своем семействе Циномориевых.

Циноморий — растение-паразит. По большей части это растение находится под землей – в виде корневищ. Они выпускают отростки, которыми циноморий присасывается к корням солончаковых растений и сосет из них соки. Только весной он выпускает стебель с темно-красным соцветием-колосом, которое я и увидела.

Своим названием он обязан знаменитому шведскому естествоиспытателю Карлу Линнею. Вот уж назвал, так назвал! Ведь с греческого Cynomorium переводится — «собачий член». А по-испански его обычно зовут cipote de lobo (волчий член) или jopo de lobo (волчий хвост).

Это свое официальное название циноморий получил лишь в XVIII веке, хотя известен он был еще задолго до этого. О нем писал Плиний Старший, Авиценна рекомендовал его в своих медицинских рецептах. И, конечно, применялся в китайской медицине.

Кстати, вплоть до XVIII века это растение считали грибом, а не цветком. И даже называли hongo de Malta – Мальтийский гриб. Согласно легенде, генерал мальтийского ордена госпитальеров обнаружил циноморий на этом острове. Странный внешний вид этого гриба (тогда решили, что это гриб) натолкнул людей на мысль о его чудодейственных лекарственных свойствах. Раз красного цвета — значит должен хорошо останавливать кровь. Фаллическая форма — значит «собачий пенис» должен улучшать мужскую потенцию и женскую плодовитость. Кроме того, госпитальеры применяли циноморий и для лечения дизентерии.

Сейчас уже научно доказано, что никаких таких лечебных свойств у циномория нет. Но его по-прежнему можно встретить в составе всяких чудодейственных средств, продающихся в интернете. Умнее всех поступают североафриканские племена – они применяют циноморий в качестве кулинарной приправы и для окраски тканей.

Вот такой ликбез для себя, а теперь и для вас, я провела по возвращению из экспедиции. Ну а наша группа, спустившись с бархана, вернулись в кемпинг.

Наше путешествие продолжает нас удивлять.

Трек дня.

 

Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top