НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ. Экспедиция в пустыню Гоби (Часть 4.Каньон Цагаан Суварга). - Еду Иду Куда Хочу skip to Main Content
НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ. Экспедиция в пустыню Гоби (Часть 4.Каньон Цагаан Суварга).

НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ. Экспедиция в пустыню Гоби (Часть 4.Каньон Цагаан Суварга).

НАЧАЛО ЗДЕСЬ

Часть 4. Каньон Цагаан Суварга (Белое Святилище).

г.Мандалгоби – каньон Цагаан Суварга – г.Цогтцэций — авто ~397 км

Прогулка вдоль каньона Цагаан Суварга – ~3 км

Из-за поломки одной из машин и пыльной бури днем ранее, мы немного отставали от графика. Машина отремонтирована, буря за ночь утихла – пора в дорогу. Правда солнца не было, погода стояла пасмурная, ветренная и прохладная. А ведь мы были уже почти в пустыне. Официально географически мы находились уже меньше, чем в 100 км от Гоби.

Нам надо было нагонять отставание, и первые 170 км мы ехали по трассе Мадалгоби-Даланзадгад, делая только технические остановки, в том числе для заправки.

Фото Елены Илючек

Фото Дмитрия Сенотрусова

Кстати, заправлялись мы не только бензином, но и газом. Для приготовления еды использовали большие многоразовые газовые баллоны. Газ, судя по всему, в Монголии неплохой.

Фото Дмитрия Сенотрусова

Затем свернули с дороги и шарашили прямо по пустыне (как вы поняли, что мы уже въехали на территорию пустыни Гоби). Надо сказать, что рельеф пустыни – это очень неровная поверхность. Холмы, овраги, разломы, камни – хватает всего.

Фото Елены Илючек

Проехав 23 км, мы сделали остановку на видовой площадке.

Здесь же увидели первую змеюгу и так, всяко разно по мелочи.

Фото Дмитрия Новикова

Пора ехать дальше. Еще через примерно 18 км мы подъехали к основной цели этого дня, скалам Цагаан Суварга.

Это место стало настоящим разрывом шаблонов. То, что мы увидели, превзошло все ожидания.

 

Необычная форма скалы издали напоминает руины разрушенной храмовой постройки, поэтому издревле монголы и дали каньону название Цагаан Суварга. В переводе он означает «Белое Святилище», или еще одно название «Белая Ступа».

Миллионы лет назад на месте пустынных равнин Монголии, в том числе и здесь, простирался бескрайний океан. Затем вода отступила, а обнажившееся дно на протяжении тысячелетий подвергалось воздействию ветровой и водной эрозии. Такой рельеф называется эоловым, и скала Цагаан Суварга является ярким примером одного из видов такого рельефа.

О том, что раньше здесь был океан, сейчас напоминает только известковая глина и окаменелые ракушки.

А такая необычная и разнообразная цветовая гамма скал обусловлена наличием в составе породы меди и других природных ископаемых.

Высота скалы в самой высокой точке — 60 метров, ширина — 400 метров. Осмотреть скалу можно как сверху, так и снизу. Но спуститься вниз можно не везде. Мы пытались найти дорогу вниз по размывам, где видели тропки, но все они заканчивались обрывами. И только в том месте, где останавливаются автомобили, нашли спуск и погуляли внизу, разглядывая этот удивительный результат творения природы.

Гулять в этом месте можно очень долго, но дорога зовет дальше. Мы вернулись на трассу, проехали по ней порядка 80 км и свернули на дорогу к городу Цогтцэций, к которому через 60км и добрались.

Фото Елены Илючек

В городе мы провели немного времени, чтобы пополнить продуктовые запасы. Скажу сразу, впечатление от этого населенного пункта осталось неблагоприятное. Мне он показался небезопасным. Я бы не рискнула по нему совершить вечернюю прогулку. Хотя, надеюсь, вы понимаете, что я делюсь исключительно своим субъективным мнением и оно может не совпадать с реальной действительностью.

Совсем недавно, в 1990 е годы, во всем округе проживало всего около двух тысяч жителей, которые в основном занимались скотоводством. Масштабное строительство в этой глуши началось в начале 2000-х с освоением крупнейшего в мире месторождения каменного угля Таван-Толгой, которое находится всего в нескольких километрах от города. А к востоку располагается еще и Оюу-Толгой, одно из самых крупных месторождений золота и меди. Дальше на запад — шахты по добыче железной руды и цинка.

На спутниковых снимках эти месторождения мне показались черными язвами на теле Земли, Такое явное, почти физическое ощущение.

Город вырос, появилось много административных и жилых зданий, в том числе для временных рабочих, вместе с которыми население увеличилось, наверно, раз в 10. Меня поразило большое количество увеселительных заведений разного характера.

Нам рассказывали, что этот город нашем понимании – город вахтовиков. Причем, его буквально захватили китайцы. Все самые богатые кирпичные дома – дома китайцев, а если видно во дворе юрту, то там живут монголы, которые у китайцев в обслуге.

Все сырье продается напрямую в Китай. Специально для его транспортировки построена дорога через пустыню, по которой громыхают 30-тонные авто-поезда. С этой дорогой и этими грузовиками мы познакомимся на следующий день и запомним надолго.

Вернемся же к нашему путешествию. Погода не улучшалась и еще по дороге к городу начался небольшой дождь. Дима принял решение передвижения этого дня завершить и остановиться на ночевку, выехав из города и спрятавшись среди холмов.

Только успели установить лагерь пошел сильный дождь. Вот так пустыня! Будем надеяться, что к утру он закончится.

 

Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top