НА ЧЕТЫРЕ МОРЯ ЗА ТРИ ДНЯ ИЛИ ПРОИСКИ ЗЛОГО ХАМСИНА (Часть 3. Иерусалим и Вифлием.)
Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу
Часть 3. Иерусалим и Вифлием.
Неот Акикар – Иерусалим -150 км
Иерусалим — Хайфа — Кирьят-Ям — 180 км
Экскурсия по святым христианским местам Иерусалима: Масличная (Елионская) гора — Церковь Святой Марии Магдалины — Гефсиманский сад — Базилика мук Христовых — Церковь Успения Богоматери — Храм Рождества Христова (Вифлием, Палестина) — Горненский женский монастырь (Эйн-Карем).
В 9.30 утра надо было быть в Иерусалиме. Но как же было тяжело утром встать! Собирались через силу. Встретились с нашим женским вторым экипажем, а там положение еще хуже. Марина – командир и водитель выпала из здорового образа жизни. Ей всю ночь было очень плохо, но она стойко села за руль, так сказала, что так ей легче. Вот так выдвинулись в сторону Иерусалима.
Как только выехали на трассу, и у меня начала болеть голова и слегка мутило. Так началась наша безуспешная борьба с хамсином. Надо было пить воду, прикрывать голову. А наша безответственность позволила хамсину взять над нами верх. Но мы это поняли не сразу.
Хамсин — это сильный африканский ветер, формирующийся над пустыней и приносящий в Израиль изнуряющую жару и песчаные бури, которые сопровождаются резким понижением атмосферного давления и влажности воздуха.
«Почти всегда пятьдесят дней в году, после дней весеннего равноденствия, на Израиль налетает сильный ветер с Африки. Он идет впереди циклонов, которые формируются над пустыней (оттого и с песком), и движется вдоль Средиземноморского бассейна. Первый признак надвигающегося хамсина — резкое понижение атмосферного давления и влажности воздуха. Около 50 дней (иногда больше, иногда меньше) в Израиле температура воздуха повышает до 40 градусов — в летом, и весной и осенью — до 30, а города становятся
сизыми от песчаных бурь. Как правило, период ветров, именуемых «хамсин», начинается в феврале, а закончиться может только в ноябре. И это очень тяжелое время для людей. Особенно тех, кто страдает легочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Для них хамсин представляет реальную угрозу. Во время хамсинов врачи рекомендуют по возможности оставаться дома, покидать свои жилища только в крайних случаях и ненадолго, в противном случае никто не защищен от тепловых ударов.
Типичные симптомы тепловых ударов в Израиле знают даже дети, для того чтобы в случае необходимости помочь пострадавшим. Головокружение, потемнение в глазах, учащенное сердцебиение, судороги, галлюцинации, нарушение речи… Если вы находитесь в Израиле в период хамсина и почувствовали недомогание подобного рода, немедленно обратитесь за помощью».
Ничего из описанного выше, мы не знали. Не знали и о другом явлении — тепловом изнурении (истощении).
«Тепловое изнурение – это не угрожающий жизни клинический синдром, проявляющийся слабостью, недомоганием, тошнотой, обморочными состояниями и другими не специфическими симптомами, вызванными тепловым истощением. Терморегуляция и функции ЦНС не нарушены, однако, как правило, имеет место дегидратация и возможно умеренное повышение температуры тела. Тепловое истощение отличается от теплового удара отсутствием нарушений со стороны головного мозга (например, спутанности сознания, атаксии).
Симптомы часто не специфичны, и человек может не понимать, что причина в перегреве. Возможны общий дискомфорт, слабость, головокружение, головная боль, тошнота, иногда рвота. Могут возникнуть обмороки, связанные с длительным пребыванием на жаре (тепловой обморок). Человек выглядит утомленным, обычно у него отмечаются повышенная потливость и тахикардия. Психическое состояние не страдает в отличие от случаев теплового удара».
Как я теперь понимаю, мы с Мариной по случаю хамсина заполучили именно тепловое изнурение. Но повторю, вместо того, чтобы закрыть голову и начать отпаивать себя водой, продолжали страдать, перебирая в голове варианты, чем же мы отравились, греша на стейк с кровью в кафе на Мертвом море.
Но как бы то ни было, мы ехали вдоль западного побережья Мертвого моря по Иудейской пустыне к главной цели нашего путешествия – Иерусалиму. Утренние морские пейзажи поражали своей необычной красотой.
Проехали мы и мимо крепости Масада, но с другой стороны, чем мы были на ночной экскурсии. Увидели «змеиную торопу». Здесь находится подъемник, который доставляет людей прямо к крепости.
До Иерусалима доехали без приключений, дорога абсолютно понятная.
Но как только стали подъезжать к городу, начали путаться в дорожных развязках. Дело в том, что опасаясь досмотра на строгой израильской границе, мы не взяли с собой навигаторы, а другие привычные теперь гаджеты в телефонах, тогда еще не существовали, либо мы о них не знали. Поэтому ехали, ориентируясь по распечатанным из гугла картам.
Когда въехали в город, то опять промахнулись мимо нужного поворота и окончательно заблудились. А добраться нам надо было до Культурного центра, где нас ждал экскурсионный миниавтобус. Водитель автобуса пытался по телефону добиться у нас, где мы находимся. Мы, со своей стороны, пытали прохожих, но никто не говорил ни по-русски, ни по-английски. Кое-как выбрались на какую-то дорогу и увидели местный вантовый мост, взяли его за ориентир и экскурсовод по телефону, командуя каждый поворот, вывел нас к месту.
Встали на парковку. По случаю шаббата и еще какого-то праздника, парковка для нас оказалась бесплатной. Повезло.
Из-за наших плутаний выехали на экскурсию позже намеченного. Но это была не единственная неприятность. Марине стало совсем плохо. Пришлось напичкать ее лекарствами и уложить на заднее сиденье. Так она всю экскурсию там и пролежала. Я чувствовала себя сносно, хотя все равно неважно.
Наша экскурсия должна была пройти по христианским святым местам Иерусалима, побываем в Вифлееме, а также в Горненском женском монастыре. А вот посещение Старого города и Храма Гроба Господня было не предусмотрено – это другая экскурсия.
Быстро проехав по современному Иерусалиму, мы сразу поехали на Масличную (Елеонскую) гору, с которой открывается потрясающий вид на Кедронскую долину и Старый город.
Кедронская долина лежит между Масличной и Храмовой горами. В ней находятся самые древние еврейские захоронения, которые столетиями наслаивались друг на друга. Быть похороненным в ней и сейчас считается очень почетным и стоит очень больших денег.
Сама Масличная гора, наряду с Гробом Господнем, считается вероятным местом нахождения Голгофы, где произошло распятие и вознесение Христа.
С обзорной площадки хорошо видно серый купол – это Храм Гроба Господня в Христианском квартале, золотой купол – мечеть Купол Скалы в мусульманском квартале, здание церкви Святого Иакова в армянском квартале.
А прямо в городской стене – Золотые ворота. Именно через них по преданию должен въехать Мессия на белом коне. Чтобы этого не произошло, мусульманский султан приказал их замуровать, а перед ними разместить мусульманское кладбище, чтобы Мессия не смог проехать, не осквернившись.
Маленькие золотые купола внизу у подножья Масличной горы – это наша следующая цель – русская православная церковь Святой Марии Магдалины, которую построил Александр III в 1888 году в память о своей матери. Отправляемся туда.
Подойдя к двери миссии, экскурсовод позвонила и попросилась пройти паломникам (то есть нам).
Очень строгая монахиня нас пропустила, заставила надеть юбки тем, кто из женщин был в брюках, а так же прикрыть голову. Мы прошли к церкви по тенистым аллеям с приятной прохладой, вернее с приятной тенью. Буйство зелени поразило, тем более, что это все было выращено руками монахинь на голом и пустынном как везде месте.
В самой церкви шел ремонт, но нам разрешили пройти. Иконостас и боковые стены украшены иконами работ Верещагина и Иванова.
На огромной иконе изображена Мария Магдалина, которая пришла к императору Тиверию с жалобой на Пилата. После этого Пилат был смещен.
Мы походили по пустым залам церкви, поговорили с монахинями о том, кто здесь живет, откуда они приехали. Очень интересно. Поставили свечки, заказали службы.
Выйдя с территории монастыря, пешком по узкой улочке стали спускаться вниз. Кстати в этих узких переулках было очень много машин. Как они умудрялись двигаться – не понятно. Но гудели все и очень страстно, сплошной гудеж. Дорожное движение в исторической части Иерусалима немыслимо хаотичное и очень громкое.
Итак, спустившись немного, мы попали в плотный поток людей. Главное – не потеряться от нашей девушки-экскурсовода. Так мы пробирались к Гефсиманскому саду.
В этом саду находится камень, на котором Иисус молился перед арестом и предательством Иуды. Ровная толпа людей еле двигалась к этому камню, чтобы прикоснуться или помолиться на нем.
Сам сад с оливковыми деревьями, которым более 2000 лет, огорожен. В саду работали работники, обрабатывали деревья и незаметно, за деньги передавали обрезанные веточки с этих древних деревьев.
Так медленно мы продвинулись к Базилике Всех Наций (Базилике Мук Христовых), построенной в 1924 году на фундаменте святилища VI века на средства 12 католических стран. Обслуживают эту базилику монахи францисканского ордена.
За алтарем установлено большое распятие. Мозаика над алтарем изображает «Гефсиманское моление», а перед алтарем расположен большой неровный камень, окруженный чугунным терновым венцом – именно здесь произошло предательство Иуды и арест Иисуса.
В церкви очень темно, вспышками пользоваться нельзя.
Рядом с садом находится Гробница Девы Марии (Церковь Успения Богоматери). Также здесь находятся капеллы, где покоится прах родителей Девы Марии и ее мужа Иосифа.
Церковь вырублена в скале и находится глубоко под землей. С улицы виден лишь фасад с готическими арками. В храм ведут 48 каменных ступеней.
Спустившись вниз, мы прошли к гробнице Марии, освященной свечами православных церквей. Там же, в каменном киоте находится икона Божией матери, считающаяся чудотворной.
Выйдя из церкви, мы немного подождали наш микроавтобус и поехали в Вифлеем, который находится на палестинских территориях в 10 км от Иерусалима.
Доехали до границы, которая обозначена довольно уродливой каменной стеной. Здесь нас пересадили в другую машину, представили другого сопровождающего.
Молодой человек учился в России, а теперь работает экскурсоводом. Израильтянам на территорию Палестины въезжать было запрещено. У нас проверили паспорта, и мы въехали на территорию Палестины.
Сначала, как и положено на экскурсиях, нас завезли в иконный (читай «сувенирный») магазинчик. Выбор, конечно, большой: иконы, святая вода, елей, крестики, свечи и просто сувениры. Конечно, мы закупились и для себя, и на подарки. Тем более, что все это можно будет освятить в Храме Рождества Христова.
Вифлием, конечно, отличается от Иерусалима. Более «восточный», что-ли. Более бедный, более … ну не знаю, другой — и все. В самом Израиле, включая Иерусалим, мы не сталкивались с тем, что бы к нам приставали, а здесь чуть ли не за руки хватают, чтобы мы обязательно что-нибудь купили. Хотя их можно понять, говорят, что только за счет туристов они как-то существуют. Поэтому стараются мирно наладить туристический обмен.
Внешне Храм Рождества Христова за 1500 лет совсем не изменился. Мы не сразу поняли, что уже пришли.
Наш мальчик тут же стал суетиться. Сказал, что надо очень долго стоять в очереди, чтобы попасть внутрь, но он может договориться. Подошел к полицейским, о чем-то пошептался и нас пропустили.
Чтобы пройти в храм, надо низко нагнуться и протиснуться через небольшой проход. Считается, что так мы смиряем перед входом свою гордыню. Мы попали в большой зал с колоннами, которые оказались под лесами на реставрации. В зале было очень много народа, все стояли в очереди к главному алтарю. Экскурсовод интересно рассказал нам о Храме, а затем убежал договариваться, чтобы нас пропустили через «задний ход». Затем он увел первую группу, а остальных оставил ждать. Мы видели, как они пробирались, таясь. Честно говоря, как-то эта вся суета притупляла чувство присущее святому месту.
Ждали мы очень долго. Потом он появился и повел нас к алтарю. Вслед с осуждением на нас смотрели паломники из очереди.
Здесь, у алтаря, горит огонь, зажженный от Святого огня в Храме Гроба Господня. Мы опалили свечи, купленные в лавке. Здесь же расположена единственная икона Улыбающейся Божией Матери.
Прямо под алтарем находится Грот Рождества, где и родился Иисус. Местом Рождения обозначено серебряной звездой с 14 лучами. На ней мы освятили все иконы, свечи, которые купили в лавке.
Выйдя на улицу, подождали всех и поехали назад. На границе у нас опять проверили документы и пересадили в первый автобусик. По дороге завезли покушать. Народу было очень много, суеты тоже.
Следующий наш пункт программы – Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме. Это очень живописное и зеленое место. На этом месте раньше жила Елизавета, двоюродная сестра Девы Марии. Здесь пришла весть о будущем рождении Иисуса и здесь родился Иоанн Креститель. Именно поэтому это место заинтересовало русскую православную церковь, в 1881 году был куплен участок и построен монастырь. На территории располагается Храм во имя Иконы Божией Матери.
Пока мы бродили по территории, встречались монахини, которых сейчас проживает 60 человек. Но были они очень неприветливые, даже злые. Ругались, если мы забредали не туда.
А оливки, между прочим, собирали монахи (в женском монастыре).
В этом монастыре наша экскурсия закончилась. Под конец мы очень, очень устали. А ведь еще ехать в Хайфу. Нас довезли к нашим машинам на парковку. Уже начался шаббат, по городу наряженные евреи шли к синагогам. Водитель объяснил, как выбраться на трассу. Но мы все равно поплутали. Когда выехали на нужное направление, все стало понятно, дорога простая.
Тель-Авив проехали не останавливаясь.
Периодически связывались с Лёней, договорились о месте встречи около Хайфы.
И вот встреча состоялась. Как-будто не было этих 20 с лишним лет!
Потом мы завезли девочек в их циммер. Заселили. Хозяйка что-то все время пыталась со мной разговаривать, но я ничего не понимала. Лёня выручил.
Ну а потом мы поехали дальше в Кирьят Ям. По дороге заехали к Бахайским садам. Очень красиво смотрелись сады в ночном освещении.
Но вот воздух на Средиземном море совсем другой. Влажный и даже тяжелый. Мне было не очень комфортно.
Вечер провели за столом в воспоминаниях и разговорах. Было ощущение, что не только мы с Лёней были давно знакомы, но и все за столом.
Но после полуночи, усталость взяла свое. Разошлись спать, вернее ушла я, так как нехорошее самочувствие все же же взяло верх, а остальные еще полночи болтали за коньячком.