НА ЧЕТЫРЕ МОРЯ ЗА ТРИ ДНЯ ИЛИ ПРОИСКИ ЗЛОГО ХАМСИНА (Часть 2. Мертвое море. Крепость Масада.)
Часть 2. Мертвое море. Крепость Масада.
Эйлат – пустыня Негев (долина Арава) — Эйн Тамар – Неот Акикар — 184 км
Неот Акикар – Эйн Бокек — Мертвое море — 37 км
Эйн Бокек – Иудейская пустыня — Арад – крепость Масада — 55 км
Крепость Масада – Эйн Бокек – Неот Акикар — 82 км
Ну вот и настал день начала нашего небольшого путешествия. Машина была заказана на 8 утра. Доехали на такси до центра, где располагалась фирма по аренде. Но мы зря торопились, открываться вовремя, видимо, здесь необязательно.
Минут через 15-20 молодой человек все же подошел. Так как по-русски он не говорил, а по-английски я говорила лучше всех (примерно на уровне начальных классов школы), то пришлось объяснять все мне. На руках у нас был ваучер и общение получилось несложным.
Машинки нас приятно удивили. Получили Ford Mondeo почти без пробега. Это было классом выше, чем мы бронировали, но никакой доплаты с нас не взяли.
В отеле собрались, позавтракали, получили дорожные пайки, так как уезжали на несколько дней, и двинули в путь. Ориентироваться было несложно – легко вырулили на дорогу №90 и погнали по направлению к Мертвому морю.
Пейзаж все тот же – пустынный, ведь дорога идет по пустыне Негев. И, если из аэропорта мы ехали по этой пустыне на автобусе вдоль границы с Египтом, то шоссе №90 пересекает страну с юга на север вдоль восточной границы с Иорданией и идет по долине (пустыне) Арава, которая является одним из пяти экорегионов пустыни Негев.
Телефоны периодически приветствовали нас на иорданской территории. А граница – это просто проволочка вдоль дороги.
На иорданской территории иногда встречалась лесополоса, то есть типа «лес».
Дорога очень хорошего качества. Несколько раз вдоль границы на иорданской стороне пролетели истребители, еще и маневры какие-то поделали, вроде как и крыльями помахали. Зрелище громкое, впечатляющее и, если честно, жутковатое.
За бортом +42 градуса. Но в машине очень комфортно, кондиционер работает хорошо.
Едем, водичку попиваем. Дело в том, что с самого прилета в Израиль, все местные нам твердили, что надо много пить, так как очень сухой климат, может наступить обезвоживание. Воды мы закупили достаточно, пить старались, но без фанатизма.
Перед отъездом в это небольшое путешествие я созванивалась с Лёней, моим одноклассником, который живет сейчас в Израиле. Он с тревогой в голосе сообщил, что как раз в нашу поездку будет дуть хамсин, то есть ветер с пустыни. Поэтому надо много пить и вообще следить за своим самочувствием. Повторил он это мне несколько раз. Вот бы прислушаться к умному человеку! А нам ведь, что хамсин, что не хамсин… Все равно. Очень об этой невнимательности позже пожалеем.
Тем не менее, то ли поворотов резких стало побольше, то ли с истребителей что-то надуло, но немного побаливала голова и слегка мутило. Но я на это не обратила внимание, так как со мной такое бывает, если я не за рулем. Особо сильно побеспокоить это состояние не успело, так как показался поворот к нашим деревням: Эйн Тамар и Неот Акикар.
Располагаются обе деревни практически на иорданской границе, поэтому на территорию въезжаем через шлагбаум, который по звонку по телефону дистанционно открыли хозяева апартаментов. Как только мы въехали, нас встретила Женя. Женя – хозяйка Mul Edom, а наши хозяева Belfer’s Cabins по-русски не говорят, поэтому Женя любезно проводила и нас.
Сначала заселили 5 девочек к Жене. Она сдает свой дом, в котором они с семьей жили раньше. Теперь они построили новый дом, а этот сдают. Снаружи совсем не в наших традициях (прямо как хозяйственная постройка), но внутри очень прилично, есть все, что надо.
Наш же коттеджик как обычная cabin.
Удивило наличие джакузи. Мы, правда, не успели ей воспользоваться. Два этажа, только лестница очень крутая. Естественно – кондиционер и отпугиватель мух. Мух на улице очень много, просто донимают. Но в доме их нет.
Женя предложила нам провести небольшую экскурсию по поселку и показать свое хозяйство. Нам, конечно, все было очень интересно. Наскоро разложили вещи, перекусили и отправились на импровизированную экскурсию.
Сразу поехали в сторону границы. Хотя мы и так практически на ней и были, даже посты были совсем рядом.
Мы остановились на каком-то мосту. Пока Женя начала свой рассказ, Мы обратили внимание, что стоим на встречной полосе. А оказалось, все правильно, потому что вторая полоса дороги – это уже Иордания!
А ребята, выбирая ракурс для фото, немного потоптали контрольно-следовую полосу. Женя объяснила, что делать это не стоит, потому что пограничники будут обязательно выяснять и проверять, кто это сделал.
Кстати, бочки на столбах по краям дороги – это мухоулавливатели против иорданских мух. Нам рассказали, что на иорданской территории удобряют землю чем ни попадя, поэтому мух очень много. Вот такими бочками часть иорданских мух и отлавливают.
Затем мы поехали к теплицам. Вернее, как их назвать – «теплицы наоборот», так как они защищают не от холода, а защищают от солнца. В основном все выращивают поздней осенью и зимой, так как в остальное время очень жарко.
Женя говорит, что сейчас (октябрь) уже хорошо, не очень жарко. Это в 45 в тени-то!! Конкретно Женина семья занимается выращиванием базилика. Снимают несколько урожаев. На каждый урожай уже есть конкретный заказ. Растет это все просто в песке. К каждому растению подается по капелькам вода и питание. Управляет всем компьютер. А разрабатывает всю систему местный научный институт, а затем в этих хозяйствах внедряют свои разработки.
Кстати, сделаем небольшое отступление по теме, которое подтверждает сказанное Женей:
«Долина Арава — пустыня, на которой без специального ухода выживает лишь акация Радди (Раддиана). Исходя из представлений о пустыне, в этом краю — не место сельскому хозяйству. Соленая почва, недостаток воды и палящее солнце — отнюдь не идеальные условия для его развития. Именно здесь с 1986 года израильские ученые и фермеры предприняли целый ряд исследовательских и экспериментальных проектов, которые трансформировались в семь сельскохозяйственных поселков — Неот ха-Кикар, Эйн-Тамар, Паран, Идан, Хацева, Эйн-Яхав и Цофар, а также частную ферму Эйн-Хацева.
Вопреки всему, одна из самых засушливых пустынь страны превратилась в плодородный край. Сегодня исследователи и фермеры Аравы работают в семи областях — овощеводстве, декоративных растениях, защите посевов, органическом сельском хозяйстве, рыбоводстве, развитии фруктовых садов и повышении качества урожая. Благодаря современным технологиям, разработкам израильских аграриев и труду селекционеров, сельское хозяйство здесь процветает. Арава стала символом достижений сельского хозяйства Израиля.
На 40 млн. кв метров, обрабатываемых в пустыне, производится 150 000 тонн овощей. В основном, это помидоры и перцы. Выращиваются также финики, манго, питайя. Данная продукция в большей мере предназначена для экспорта в Европу, США и Россию, и составляет около 60% от общего объема экспорта свежих овощей из Израиля.»
После того, как мы вернулись из Израиля, в России как раз шла информация, что в связи с небывалой засухой очень плохой урожай картофеля (2010г). Надо бы, говорят, поговорить с правительством Израиля, и пусть они весь свой лишний картофель России продадут. Господи, страна-то просто крошечная, вся – сплошная пустыня. Да там «не засухи» просто не бывает, да и обычной земли там практически нет. И они могут своим лишним картофелем всю Россию накормить? Сюр…
Дальше мы поехали на фабрику по упаковке фиников. Как раз уже был собран урожай фиников, они прошли обработку (заморозку, именно после этого они становятся такими сладкими) и настало время их упаковки для отправки на экспорт.
Работают там наемные рабочие, в основном тайцы, а также некоторые местные (например: дети хозяев, чтобы заработать собственных денег). В Израиле очень строгие законы по оплате иностранным рабочим и по условиям жизни для них. Государство очень строго за этим следит. Поэтому после того, как они возвращаются на родину, то становятся достаточно зажиточными.
Но какие финики! Таких у нас в магазинах днем с огнем не найти. Тем более, совершенно свежие, нового урожая. Да они даже за пределы своего поселка еще не выехали! Мы, конечно, прикупили по 5-и килограммовой коробочке на гостинцы. Кстати, Tamar – в переводе значит «финик».
Еще мы заехали в место отдыха для местных. Это большой шатер, украшенный в местном колорите. Здесь собираются в праздники, корпоративы, отмечают какие-то даты и просто отдыхают.
Когда мы тусовались около этого шатра, мимо промчался военный хаммер с военными в кузове в полной экипировке и автоматами наперевес. У них были такие лица и вообще вид! Просто наемники в квадрате. Руки судорожно потянулись за фотоаппаратами, но Женя вовремя пресекла эту попытку. И они скрылись в клубах пыли раньше, чем мы что-то сообразили.
Пока мы колесили по сельхохозяйственным просторам израильского примертвоморья, нам постоянно встречались такие таблички.
Как объяснила Женя, то после войны (2000-2005г) эти таблички поставили там, где неизвестно – есть мины или нет. А там, где табличек нет – значит и мин нет, то есть проверено. Один местный дядечка не поверил табличкам – теперь ходит на протезе.
Так интересно прошла наша первая и совсем незапланированная экскурсия. Большое спасибо Жене. Всем рекомендую, если будет возможность – остановиться у нее. Только это возможно, если путешествуете на машине, так как транспорт туда, по-моему не ходит. Сейчас могу даже сказать, что без знакомства с этим местечком восприятие Израиля было бы неполным.
Но нас звало Мертвое море. Мы выехали в его направлении. Ехать до поселка Эйн Бокек недалеко, но дорога даже интересная. Справа располагаются заводы по переработке солей Мертвого моря. Их масштабы поражают.
А слева – Содомские горы, которые состоят почти из одной соли, вода размывала в них пещеры, каньоны и создавала причудливые формы. От самого Содома, города, который вместе с соседней Гоморрой являлся в Библии символом нечестивости – уже не осталось и следа (а был ли этот город?). Но легенда осталась. Остался и соляной столб «Жена Лота», но мы так и не поняли, какой именно, хоть указатели были и проезжали мы мимо этого места раза четыре.
Наконец-то доехали до Эйн Бокека. Парковку, про которую нам сказали в турфирме, и где нас вечером должен забрать микроавтобус на экскурсию, мы нашли очень легко.
И пошли купаться. Вода просто парная, очень теплая. И очень соленая. Чуть ногу поднимешь – того и гляди скувыркнешься, так выталкивает. Говорят, что больше 8-10 мин не рекомендуется в ней сидеть. Но некоторые дорвались и через полчаса еле их выгнали. Не дай бог, если есть какие-то ранки. Жжет нестерпимо.
Пляж бесплатный, ну и как мы уже привыкли – практически не оборудованный. Мы приехали достаточно поздно, раздевалки и туалеты позакрывали, пришлось переодеваться за каким-то углом в закутке.
Солнце садиться и темнеет очень быстро. Дальше мы пошли отовариться косметикой с Мертвого моря. Я читала отзывы, что в Эйн Бокеке цены даже дешевле, чем на фабрике. Магазинчиков с косметикой просто уйма. Мы очень даже хорошо удовлетворили покупательский инстинкт.
Затем зашли в какое-то кафе покушать. Поели хорошо и не очень дорого. Дальше нас ждала экскурсия, вернее светомузыкальное представление в крепости Масада. Кстати и Содомские горы, и крепость Масада находятся уже в другой пустыне Израиля — в Иудейской.
По моим подсчетам ехать мы должны минут 15-20. Но, когда мы пересели в микроавтобус и поехали, то оказалось ехать часа 1,5, да еще по горному серпантину, так как представление проходит на западной стороне крепости, а не в традиционном месте, где находится подъемник.
Вот мы попали! Ночь, горный серпантин, недожаренное мясо (вернее стейк с кровью) в желудке и водитель, который по его собственному признанию, давненько здесь не ездывал. Уже через полчаса мне очень захотелось назад, как и стейку. Казалось дороге нет конца. А когда приехали на место, то назад уже не хотелось, так как перенести эту дорогу еще раз было выше моих сил. Голова раскалывась, тошнило, чувствовала себя ужасно. Я сообщила всем, что я назад не поеду, а останусь ночевать под стенами крепости.
Перед представлением всем раздают наушники с переводом на нужный язык. Русский тоже присутствует. Народу было много, самые разные национальности: немцы, французы, итальянцы. Скамьи сделаны на склоне, все рассаживаются как кому удобно. Началось шоу. Оно представляет собой рассказ про защитников этой крепости во главе с царем Иродом против римских захватчиков 2000 лет назад, подкрепленный световыми эффектами на стене крепости. Так как с этой стороны перепад высот перед стенами крепости всего 100 метров (а не 400 м как на восточной стороне), то именно с этой стороны римляне строили земляной вал и осаждали крепость.
В принципе интересно и познавательно. Но напряженный и насыщенный день дал знать. Так захотелось спать, что бороться не было сил. К концу представления удалось неплохо выспаться.
Дальше следовало добраться назад до Эйн Бокека, пересесть на свои машины и доехать к своим кроваткам.
Приехали очень уставшие. Сил хватило только упасть в постель. За один день столько впечатлений. Но приключения еще не закончились. Среди ночи меня разбудило странное потрескивание и световые вспышки на первом этаже (мы спали на втором). Потом потянуло едким дымом, которого становилось все больше. Горим!
Я с криком начинаю будить Пашу. Он, по-моему, не проснувшись слетает вниз. Я следом, соскальзываю мимо ступенек и падаю со второго этажа, тормозя по ним всеми частями тела. В это время все остальные продолжали спать младенческим сном.
Оказалось, в специальную лампу от мух, попало какое-то насекомое и закоротило. Еще немного и, действительно, могло случиться непоправимое. Выключили этот аппарат, угроза пожара миновала.
Вдруг я сначала услышала чьи-то шаги, похожие на топот коготков… а потом… увидела огромного, сантиметров 5, черного жука, который полз по дверному косяку. Но так хотелось спать, что я равнодушно этого жука прижала дверью и не стала опять поднимать тревогу. Но под утро вдруг стали мерещиться кошмары – огромные жуки ползут по полу, по стенам… Так прошла ночь и наступил рассвет.