СНОВА ОДНА НА КАВКАЗСКОЙ ТРОПЕ. День 12. На озере Кезеной-Ам. Хойский историческо-архитектурный комплекс. - Еду Иду Куда Хочу skip to Main Content
СНОВА ОДНА НА КАВКАЗСКОЙ ТРОПЕ. День 12. На озере Кезеной-Ам. Хойский историческо-архитектурный комплекс.

СНОВА ОДНА НА КАВКАЗСКОЙ ТРОПЕ. День 12. На озере Кезеной-Ам. Хойский историческо-архитектурный комплекс.

Начало здесь.

День 12. На озере Кезеной-Ам. Хойский историческо-архитектурный комплекс.

Завершающим моментом моего перехода по двум этапам Кавказской тропы: «По краю башен» и «Граница историй» был небольшой отдых на озере Кезеной-Ам, которое находится как раз на границе Дагестана и Чечни в горах на высоте 1854 м.

Когда составляла планы, то предполагала, что найду какие-то небольшие маршруты вокруг озера со смотровыми площадками и погуляю по ним. Но, как это часто бывает после напряженного трекинга, такое желание у меня пропало. Хотелось просто чилиться и больше никуда не идти. К тому же, погода тоже помогла в этом. Вечером и на следующий день с утра шел дождь.

Но, когда к обеду дождь перестал, а местами даже показалось голубое небо. Ноги сами понесли на прогулку. Сначала я просто погуляла у озера в районе отеля.

Гуляя, я еще не знала, сколько интересных легенд существует об этом озере. Узнала я о них только на следующий день, когда ехала в Грозный. Мне их рассказал водитель такси, чем невероятно скрасил нашу долгую дорогу по серпантинам. Кое-что еще в дополнение к его рассказам прочитала я сама, вернувшись домой.

Главная легенда рассказывает о возникновении озера. Говорят, что на месте озера было селение, жители которого были богатыми, но невероятно скупыми людьми, которые золото любили больше, чем бога. Бог под видом странника, искавшего кров, послал к ним ангела, чтобы испытать их. Кезенойцы не пустили к себе в дом оборванца, а приютила его и накормила лишь нищая вдова, которая жила на краю села. Как только странник ушёл — невесть откуда поднялась вода и поглотила всё село, кроме её дома. По другой версии этой легенды, странник предупредил женщину о потопе и посоветовал забрать детей и уйти в горы, что она сделала и спаслась. Конечно, это лишь легенда. На самом же деле, озеро образовалось в результате землетрясения. Хотя, есть мнение, оно образовалось в результате падения метеорита. Забавно…

Еще несколько легенд связаны с богатствами и сокровищами. По одной из них, на дне озера остались затопленными богатства жителей села, о котором говорилось в предыдущей легенде. По другой, на дне находятся сокровища Орды. Ходит легенда, что еще 150 лет назад житель села Хой, расположенного неподалеку, проплывал на дне озера через ушко огромного глиняного кувшина, но не смог его даже сдвинуть с места. Легенда это или правда, но исследования дна на предмет поиска сокровищ и остатков села, проводились. Богатства не нашли, но слухи о нем все еще ходят.

Также есть люди, которые говорят, что видели спину огромного живого существа, который чуть не опрокинул их лодку. Как говорится, каждому озеру – по своему Лохнесскому чудовищу!

Еще одна легенда возникла из-за того, что в озере опасно купаться. Вода в нем такая ледяная, что почти неминуемо могут возникнуть судороги и можно утонуть. Легенда же говорит, что на дне озера есть глубокие колодцы, которые уводят вглубь гор. Поэтому купающиеся могут туда попасть и исчезнуть без следа. Наверно, эта легенда возникла именно из-за того, что люди в нем тонули часто. Я слышала еще один интересный факт, что местные вообще в этом озере даже не умываются и не моют руки, не то, что не купаются. Считается, что воды озера затопили злых и жадных людей (помните первую легенду?), поэтому и вода озера стала «злой, плохой». А вот некоторые говорят, что вода и воздух озера может исцелить от тяжелых болезней. Так кому же верить и кого слушать?

Зимой озеро промерзает почти на метр и сюда едут порыбачить любители подледного лова. Говорят, что зимой озеро еще и «поет», подводные источники создают гул под толщей льда. Интересно, это явление имеет схожесть с «пением» зимнего Байкала?

В советское время в 1976 году на озере Кезеной-Ам была построена тренировочная база гребцов-спортсменов, считалось, что здесь великолепные условия для тренировок. К сожалению, сейчас база больше не работает, она была разрушена в 1999-2000 годах во время чеченских событий и больше не восстанавливалась. Но в наше время на озеро для тренировок часто приезжают сборные команды по другим видам спорта: борцы, волейболисты и т.п, в связи с этим мест в отеле может не быть, если не забронировать заранее.

Наверно, надо сказать пару слов и об отеле «Кезеной-Ам». Я бронировала непосредственно на официальном сайте, так как на традиционных сервисах показывалась информация, что мест нет. Отель недешевый, но он уже подустал и чувствуется необходимость приложить к нему руки. Конкурентов ему еще не настроили, поэтому это был наиболее доступный вариант (непосредственно на тропе).

Около отеля довольно непросто с инфраструктурой. Покушать можно было только в одном единственном уличном кафе около отеля, типа шашлычной, цены недешевые, обслуживание совсем ненавязчивое, даже скажем, демонстративно безразличное (или мне просто не повезло). Правда еда вкусная, примерно, как в Дагестане, только названия блюд уже другие, чеченские. Я слышала, что ресторан в отеле закрыли после пожара 2012 года. Но, с другой стороны, я читала блоги туристов, которые были в отеле после этих событий, и ресторан работал.

Маленькая прогулка у озера показалась мне недостаточной, и я решила сходить пешком до селения Хой, который находится в 2,5 км от отеля по дороге. Если быть точнее, это — Хойский историко-архитектурный комплекс XII-XIX веков и представляет собой реконструкцию древнего поселения Хой.

По дороге открываются красивые виды на Чеберлойский каньон.

Хойский комплекс является музеем и вход в него платный, но недорогой. Возможно тех, кто не жалует восстановленные объекты, место не впечатлит, хотя мне кажется, что такое невозможно. Однако я считаю, что не у всех есть возможность идти преимущественно пешком по горным тропам и видеть реальные старые села, где каждый камень имеет свою многовековую энергию. Нам, кто идет по Кавказской тропе, очень повезло, мы могли прикоснуться к этой энергии, вдохнуть запах старины и прочувствовать историю многих сел.

Однако, большинству людей, приезжающих в эти места на отдых, такое просто невозможно. И, если не будет музеев или таких комплексов, как Хой, то как еще они смогут реально увидеть историю? Поэтому, я приветствую появление таких реконструкций и с удовольствием посетила Хой. Хотя осадок грусти и сожаления об утраченном все же есть.

Хой называют «поселением стражников», так как «хо» означает «стража». Оно расположилось над глубоким каньоном, по которому протекает река Ахкете (Ахка-те). В давние времена из-за отсутствия дорог, основные пути проходили именно по дну долин вдоль рек. Скорее всего именно поэтому здесь и была выстроена целая система укреплений и башенных комплексов, откуда контролировались дороги в области Шарой, Нохч-мокх и в Дагестан.

«Хойцы, пользуясь тем, что через их владения проходили торговые пути, сопровождали купцов, путешественников, путников и других гостей, обеспечивая их безопасность и получая от этого свои выгоды. На постоянной основе существовал отряд в 50 человек, которые по первому же зову местного совета старейшин выдвигались и выполняли поставленные задачи».

Кстати, следующий этап Кавказской тропы, через Чечню, тоже проходит через Хой, спускается дальше в каньон к реке Ахкете и идет вдоль нее. Такое вот пересечение историй. Пока этот этап тропы еще не разработан полностью для прохождения налегке, но с палатками ребята его уже проходят.

Территория поселения очень большая. Мне повезло, посетителей было не очень много, и можно было погрузиться в свои впечатления.

Основную часть комплекса составляют жилые строения. Каждый дом открыт и в него можно зайти. Внутреннего убранства в большинстве домов мало. Как правило, стоит скамья, стол и каменная печь. Но в некоторых можно увидеть и предметы быта. Я читала, что расширение экспозиций, показывающих быт, находится в процессе, но есть проблема с поиском оригинальных артефактов.

 

Один момент, который я считаю недоработанным, все же стоит отметить. Отсутствуют какие-либо информационные таблички и стенды, как это обычно делается в музеях. Если приехать в такое место без подготовки и без гида, должна быть возможность получить необходимый минимум информации о том, что мы видим.

Также не помешало бы поставить таблички около домов, где есть экспозиции с предметами быта. Домов больше сотни и, заходя в дома по случайному выбору, играешь в игру «попал-не попал». Думаю, что я не увидела многое. А в одном из домов я, наоборот, увидела странные манекены с отрубленными руками… Экспозиция непонятная, магазинные манекены без одежды. Без объяснений я ничего не поняла.

Жилые дома чередуются с хозяйственными постройками. Задняя стена помещений вырубалась в скале, получаемый камень использовали для строительства стен. Отдельные камни в виде плит, использовались для перекрытий, несущих каменные арочные конструкции.

В нижних помещениях с такими арочными конструкциями, как правило, содержали скот.

Кровля домов плоская с глиняной засыпкой. Толстая глиняная засыпка послойно трамбовалась и укатывалась специальным цилиндрическим камнем, чтобы кровля не пропускала воду. Этот камень был очень важным инструментом в каждом дворе. В Дагестане он называется мукур, я об этом рассказывала уже несколько раз. А как он называется здесь – не знаю.

Кстати, для таких арочных систем, чем больше нагрузка на перекрытие, тем оно прочнее. И, конечно, никаких мощеных каменной плиткой крыш с установленными скамейками, как сейчас, никогда не было.

На улицах села есть и несколько жилых башен, но сейчас они превратились в 2-3-этажные каменные дома. Какие именно дома были когда-то жилыми башнями, я не знаю. Вроде бы эта, в том числе.

Фото из интернета

Улочки села мне показались какими-то хаотичными, непонятно куда заведут и как выведут. Но это было впечатление непосвященного человека. На самом деле, здесь устроена сложная система передвижений с продуманными развязками так, чтобы не пересекались пути домашних животных и людей.

Но все же основными объектами, привлекающими внимание, в восстановленном селе являются две боевые башни. Одна из них находится недалеко от входа в комплекс. Ее так и называют — Хойская башня. Другая, просто Боевая башня – на западной оконечности села, недалеко от обозначенной видовой площадки на ущелье.

Ту, что ближе к входу, называют еще Смотровой башней, или Башней Стражи. Она была возведена в XV—XVI веке. Когда в 2018 году началась реконструкция села, ее восстановили первой. Вот, как это выглядело тогда.

Фото из интернета

У башни наверху плоская площадка, поэтому обзор с нее намного лучше, также наверху можно было разжечь сигнальный костер. Именно поэтому у нее больше «сторожевое» назначение, ведь обороняться в таких башнях труднее.

Сейчас эту башню туристы тоже используют, как смотровую. Забралась на нее и я. Вид на село сверху очень красив.

Сверху увидела и мечеть, узнала ее по вступающей части михраба (что такое михраб, я узнала в Дагестане, когда впервые увидела старинную безминаретную мечеть в селе Варсит). В остальном мечеть ничем не отличается от обычного дома.

Я читала, что с юго-западной стороны молельного зала, под михрабом расположено два помещения ниже отметки двора. Со слов старейшин села, данные помещения использовались для содержания провинившихся, ожидающих Шариатского суда. В селении восстановлены две мечети.

Пишут, что вид этих башен не совсем традиционный для вайнахских башен, хотя вроде бы точно их строили именно чеченские мастера. Высота Хойской башни 16м, она ниже обычных башен. Обращают на себя внимание оборонительные машикули, опоясывающее ее по верху со всех сторон. Они похожи просто на какое-то выступающее в виде карниза орнаментальное украшение. Но нет, оказывается, у них вполне боевое назначение. Они использовались для вертикальной стрельбы по нападавшим или, чтобы сбрасывать или выливать на них что-либо. Сколько я видела средневековых замков в Европе с такими машикулями и не догадывалась об их назначении!

А еще у многих возникает вопрос про необычные кресты похожие на букву «Т». В печатных источниках я читала объяснение, что возможно, это действительно стилизованное изображение креста — «голгофы», довольно часто встречающихся на вайнахских постройках. Также их называют «тамг» — знак родовой или племенной принадлежности. Но мне больше всего по душе объяснение гида, которое я нечаянно подслушала. Он сказал, что это не какие не кресты, а изображение перевернутого меча. Такое изображение говорило о том, что здесь безопасно и готовы принять путников.

У меня возникла странная параллель с сегодняшним днем. Надо же, много столетий прошло, но, как было выгодно контролировать торговые пути, транзитные маршруты, дороги, так и теперь ничего не изменилось. И, как и столетия назад, так и сейчас тот, кто контролирует пути, всегда будет являться предметом нападок от тех, кто жаждет занять это место. Думаю, и вам в голову моментально придет масса современных примеров.

Прогулялась я и до второй Боевой башни.

Как помните, на фото разрушенного села ее вообще не увидеть. Также, как и башня Хой, она была разрушена в 1999-2001 годах (конкретный год разнится в разных источниках) во время военных событий. Видно, что в нижней части сохранилась старая кладка.

Мне показалось, что в башню зайти нельзя. Смутило большое бревно с зарубками у входа (можно разглядеть, если увеличить фото), оно совсем не выглядело, как приглашение в гости. Но, оказывается, так и должно быть, такое традиционное бревно устраивали именно в спокойное время. А чаще же всего в такую башню на второй этаж залазили по веревкам и пережидали там набег. На нижний же этаж сверху спускали пленных и там их содержали, как в каменном мешке.

У этой башни отсутствует площадка наверху, но в остальном она имеет все элементы, как и первая башня. Я не знаю, также она выглядела до разрушения или нет? И еще для меня осталась одна неразгаданная задача. Какая же из этих двух башен была первой построенной башней (в 1396 году), которую в народе называют башней Амина? По некоторым описаниям, в том числе местоположения, кажется, что она — эта, вторая. Иногда начинают писать про башню Амина и сначала размещают фото этой Боевой башни, а закачивают описание с фото Сторожевой, либо вообще пишут без фото. Если кто-то знает достоверную информацию, желательно из официальных источников, то напишите, пожалуйста. Мне было бы интересно разобраться в этой путанице.

А еще около села есть очень, очень старое кладбище. Судя по надгробным камням, там есть могилы даже доисламского периода. Я глянула на него лишь с дороги, а стоило бы, наверно, зайти. Но почему-то меня не пустила энергетика этого места.

Вот такая получилась у меня прогулка. Я рекомендую посетить Хой, мне было интересно. Я на обратном пути снова полюбовалась красивой панорамой, ведь на красоту не устанешь смотреть никогда!

Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top