ОДНА В ИСПАНСКИХ ПИРЕНЕЯХ НА АРЕНДОВАННОМ АВТО. (Часть 2. Монтсеррат)
Часть 2. Монтсеррат.
Пробег: Pineda de Mar — ж/д ст.Monistrol-Vila — Barselona — Pineda de Mar— 186 км
Побывать на горе Монтсеррат я хотела обязательно. Знаковое место, хоть и сильно туристическое, но мне думалось, что будет очень интересно. И мои предположения с лихвой оправдались.
От Пинеды де Мар до ж/д станции Monistrol-Vila, откуда отправляются крамальеры наверх к монастырю — 97 км. Начинает работать с 8.15 утра. Расписание и тарифы можно посмотреть на сайте www.fgc.cat и www.cremallerademontserrat.cat
К первому поезду, конечно, для меня было рановато, но я все же планировала подъехать пораньше. Хотелось подняться к монастырю до того, как начнут привозить организованные группы. Получилось у меня это с огромным трудом. Был понедельник, начало рабочей недели и пробки в Барселоне были безумные, несмотря на то, что в сам город я не заезжала, а объезжала по окружным дорогам. Но все же, как то справилась.
Около ж/д станции Monistrol-Vila есть огромная крытая бесплатная парковка. Я видела, что некоторые ставили машины вдоль дороги, мешая при этом проезжающим. Не вижу смысла так поступать, парковка большая, бесплатная и крытая — что еще надо?
С автоматом для покупки билета на кремальеру я не справилась, покупала через окошечко, по-простому. Купила билет, по которому кроме кремальеры туда-обратно, прилагается еще и Музей монастыря, стоит такой билет 16,60 евро.
Дорога на кремальере очень красивая, удивляешься, как она так по узенькой дорожке вверх карабкается. А в окно наблюдаешь за пейзажами небывалой красоты.
И вот мы наверху. Сразу на выходе из станции по узкой лестнице поднялась на площадь перед монастырем, площадь Девы Марии (Plaça Santa Maria).
Площадь была спроектирована в 1929 году уже известным вам по рассказам о Барселоне знаменитым каталонским архитектором Жузепом Пуч-и-Кадафалком. Она находится на высоте 720 метров над уровнем моря и поражает простором и захватывающими пейзажами. Да и вообще, здесь на горе Монтсеррат природа, религия и памятники культуры сливаются в единое целое.
Здесь я опять включила аудиогид из izi.travel. На сайте есть три замечательных бесплатных аудиогида. Там так подробно интересно рассказывают и о монастыре, и об окрестностях, что насыщенное эмоциями и знаниями времяпрепровождение обеспечено на весь день.
Официально датой основания монастыря Монтсеррат считается 1025 год, а его основателем – аббат Олива. До тех пор Санта-Мария-де-Монтсеррат представляла собой лишь простой скит, ничем не выделявшийся на фоне остальных церквей этой горной местности.
История аббатства довольно трагична и непроста, за столетия своего существования оно пережило все: расцвет и упадок, войны и разрушения, поджоги, грабежи, мародерство.
Тот вид, в котором монастырь предстает перед нами сейчас, он приобрел уже в наше время, во второй половине 20 века.
На площади я провела довольно много времени, так как аудиогид вещал и вещал, а я слушала, как завороженная, только головой вертела. Очень повезло, что я приехала пораньше, народу было немного, воздух свежий, не жарко.
Настало время знакомиться с базиликой, которая является подлинным сердцем Монтсеррата. Храм был построен в XVI веке и реконструирован в конце XIX века.
Зайдя через центральный вход с площади, сначала попадаешь во внутренний дворик. Дворик сам по себе очень интересный, но особенно привлекает внимание узорчатая мостовая из черного и белого мрамора. Раньше в этом месте, в центре круга находился алтарь со статуей Черной Девы. Туристы считают, что если встать в центр круга, закрыть глаза и воздеть руки вверх, то это даст прилив сил. Когда была я, никто так не делал. Может потому, что в центр поставили какую-то проволочную голову. Арт-объект )))
Зайдя внутрь церкви через центральный вход, поражаешься её пышным интерьером и великолепным убранством, которые были созданы на рубеже XIX-XX веков рядом каталонских художников, скульпторов и архитекторов, в том числе выдающихся представителей каталонского модернизма включая знаменитого Антонио Гауди.
Именно в этом храме хранится главная святыня аббатства Монтсеррат – образ Черной Девы, издавна привлекающий толпы паломников и простых туристов. Чтобы к ней попасть, надо зайти в храм не с центрального входа, а в боковую дверь справа. Зайти — просто сказать, да непросто сделать. Впускают туда по времени, очередь люди занимают заранее. Когда была я, одно время я пропустила, а следующего надо было ждать часа два. Конечно, я стоять не стала. Но в самой базилике есть ее уменьшенная копия, к ней я поднялась.
Выйдя из базилики, я пошла в музей, билет в который я купила вместе с билетом на кремальеру. Вход в музей находится прямо на площади.
Вот перечень коллекций, которые находятся в музее:
-Археология библейского Ближнего Востока: предметы культур Месопотамии, Египта, Кипра и Святой земли.
-Живопись периода тринадцатого и восемнадцатого веков: речь о работах таких художников, как Караваджо, Тьеполо, Берругете, Моралес, Лука Джордано и Эль Греко. Большинство из полотен этих художников были приобретены в Италии между 1914 и 1920 г.г.
-Каталонская живопись и скульптура периода девятнадцатого и двадцатого веков: работы таких художников, как Пикассо, Дали, Дега, Миро, Моне, Русиньоль и Касас.
-Иконография Девы Монсерратской: эта выставка посвящена различным стилям изображения Черной Девы Монсерратской, сформировавшимся за долгие годы. Среди экспонатов можно увидеть картины, скульптуры, рисунки, гравюры и медальоны. Там также есть скульптура работы Жузепа М. Субиракса.
-Phos Hilaron (Свете тихий), византийские и славянские иконы: выставка икон православной церкви.
-Ювелирное искусство на примере литургических предметов периода пятнадцатого и двадцатого веков: коллекция предметов из золота и серебра, демонстрирующая изменение стилей с течением времени.
Поскольку большая часть моего отпуска не предполагала посещения художественных музеев, то этот музей некоторым образом заполнил этот пробел.
После посещения музея, через главные ворота я вышла на площадь Аббата Оливы, которая является некоторым центральным местом.
Отсюда начинаются прогулочные маршруты, здесь располагается большое количество магазинчиков, кафе, а также станции кремальеры и фуникулеров. Площадь названа в честь основателя монастыря аббата Оливы, скульптура его очень худой фигуры расположена в глубине площади.
Моей следующей частью программы было посещение Святой пещеры (Santa Cova de Montserrat). Тропа начинается от площади Креста (Plaça de la Creu), которая находится у станции кремальеры.
Попасть к Святой пещере можно, проехав часть пути на фуникулере Funicular de Santa Cova. Но часть пути надо будет все равно пройти.
Можно воспользоваться этим фуникулером на обратном пути, чтобы избежать завершающего крутого подъема. Но мне пришлось весь путь туда и обратно пройти пешком, так как фуникулер в тот день находился на ремонтных работах. Вся прогулка в оба конца занимает около 3 часов.
Дорога строилась в 1691-1704 годах. Строительство было сопряжено с невероятными финансовыми затратами и трудностями, связанными с большим перепадом высот. Работы оплатила Гертруда де Кампоррель маркиза Тамарита. В связи с огромной стоимостью работ эту дорогу в народе даже стали называть «серебряной» (“lo camí de plata”). Эта маркиза вообще много чего оплачивала в Монтсеррате.
На пути периодически попадаются небольшие огороженные смотровые площадки, откуда особенно удобно делать фотографии всех этих фантастических обрывов, долин и гор.
Иногда округлые горы нависают прямо над дорогой – как головы каких-то сказочных существ, посланных местным волшебником, чтобы следить за путниками. Все эти скалы с причудливыми природными вздутиями и выщербленностями напоминают пузатых великанов, животных – в общем, кому что фантазия подскажет.
Весь путь, ведущий к часовне Святой Пещеры, украшают скульптурные композиции каталонских мастеров. Они выполнены в разной манере, но в основном относятся именно к эпохе модерна и стилистически причисляются к каталонскому модернизму.
Каждая из 15 скульптурных композиций посвящена определенным таинствам: радостным, славным и скорбным, то есть событиям из жизни Иисуса Христа и Богоматери. В создании скульптурных композиций принимали участие многие выдающиеся каталонские архитекторы и скульпторы рубежа XIX-XX веков, в том числе Антонио Гауди, Жузеп Льимона, Пуч-и-Кадафалк, братья Вальмиджана.
Если у вас будет с собой аудиогид, то прогулка тем более будет нескучной. Скульптуры идут друг за другом довольно часто. Аудиогид не всегда даже успевает рассказать о событии которому она посвящена и истории ее создания, как уже надо рассказывать про следующую.
Скульптура Святого Доминика.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Встреча Марии и Елизаветы.
Сретение Господне.
Моление о чаше.
Бичевание Иисуса Христа.
Увенчание терниями.
Крестный путь.
Распятие Христово.
Воскресение Христа.
Вознесение Христа.
Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Увенчание Девы Марии небесной славой.
И вот, наконец, тропа заканчивается у часовни Святой пещеры (La Capella de la Santa Cova), буквально прилепленной на краю скалы. Редко где встретишь такое гармоничное сочетание архитектуры и природы.
Это очень почитаемое верующими место, мирное и уединенное. Предание гласит, что именно в Святой Пещере был обретён первый (ныне утраченный) образ Богоматери Монтсерратской. Отсюда ведет свое начало культ этой святой – покровительницы Каталонии. Часовня Святой Пещеры была построена в 1696-1705 годах на средства уже упоминавшейся выше благотворительницы – Гертруды де Кампоррель, маркизы Тамарита.
В часовне тоже есть своя Черная Дева – уменьшенная и не слишком точная копия той «главной» Мадонны, которая находится в базилике. В отличие от Черной Мадонны в базилике, эту статую не держат под стеклом, и каждый желающий может дотронуться до любой части скульптуры, а не только до шара в руке Богородицы. Вы можете беспрепятственно прикоснуться к ней, помолиться или просто загадать желание. Помимо стилизованной репродукции Черной Мадонны, в алтарной части часовни можно увидеть довольно необычную, практически подвешенную в воздухе бронзовую скульптуру распятого Христа (1997).
Я тоже дотронулась до Мадонны и загадала желание. Потом посидела в тишине на скамейке около часовни и пошла в обратный путь.
Вернулась тем же путем на площадь Аббата Оливы, перекусила бутербродом и кофе, купленными в баре на площади, и отправилась по второму маршруту, который называется «Крестный Путь и Святой Михаил». Если проходить этот путь весь, начиная от скульптуры Аббату Оливе до часовни Святого Михаила, затем к Кресту Святого Михаила и обратно мимо фуникулера Sant Joan Funicular, то вся прогулка займет больше двух часов. Можно сэкономить время и подняться сразу к часовне и кресту мимо фуникулера. Тогда вполне можно уложиться в полтора часа.
Но тогда тот самый Крестный путь вы не увидите. В принципе, он не такой интересный, как путь к Святой пещере, хотя вдоль тропы тоже расположены скульптуры, которые в данном случае отображают остановки во время Крестного пути. Но за исключением нескольких композиций, все остальные довольно схематичные, странные и мне эстетического удовольствия не доставили. Поэтому я их даже не фотографировала. Однако в качестве прогулки по тенистому лесу, тропа довольна приятна, а с аудиогидом еще и познавательна.
Примерно через минут сорок я дошла до часовни Святого Михаила. Сама часовня была закрыта.
В часовне Святого Михаила (Ermita de Sant Miquel) раньше размещался скит монахов 10 века. У его основания аббат Мунтадес построил в 1870 году новую часовню. В середине прошлого века к ней пристроили небольшой портик, который служит пристанищем для верующих странников. А сейчас на скамеечках отдыхают в тени уставшие туристы.
Ну и дальше возвращаюсь к развилке, которая ведет к Кресту Святого Михаила. Его я увидела еще раньше с тропы, когда шла к часовне.
Величественный крест Святого Михаила (Creu de Sant Miquel) установлен у края скалистого уступа, примерно в одном километре от монастыря Монтсеррат. Монументальный крест из кованого железа возведён на каменном ступенчатом основании и окружён восьмиугольной оградой. Он напоминает железные кресты, которые венчают холмы Монтсеррат на средневековых гравюрах. Здесь же находится смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид как на монастырь, так и на национальный парк Монтсеррат и долину реки Льобрегат. Вид монастыря со смотровой площадки поразительный, с высоты птичьего полета он кажется миниатюрным макетом.
Мне очень повезло, я попала к кресту, когда одна толпа людей уже схлынула, а другая не нахлынула. Поэтому спокойно смогла сделать фото и насладиться сумасшедше красивыми видами.
Несмотря на то, что уже время катилось далеко за вторую половину дня, я решила вернуться к Sant Joan Funicular и подняться на верхнюю станцию, которая находится на высоте более 1000 м над уровнем моря.
Вот еще раз опубликую фото. На заднем плане как раз эта самая станция. А наверху, маленькая, маленькая — верхняя станция, куда привозит этот фуникулер. Стоимость билета туда-обратно — 13,5 евро.
Наверху со смотровой площадки открываются великолепные вида на монастырь и на окружающую долину. А также начинаются множество пешеходный маршрутов.
Я провела наверху не так много времени и побоялась уходить по тропе далеко, так как дело было к вечеру. Тем более, я еще хотела вернуться в Барселону, чтобы посмотреть Готический квартал (об этом я написала в предыдущей части).
Поездка в Монтсеррат мне очень понравилась и я с удовольствием съездила бы туда еще раз, ведь я не увидела Черную Деву, не побывала на площади Апостолов с видовой площадкой, не видела Лестницу познания, а самое главное — остались непройденные маршруты.
Очень всем советую здесь побывать. И даже, если Вы в Барселоне без машины, то сюда вполне можно добраться автобусами или поездом. А вот организованную экскурсию может и не посоветую. Здесь так много всего интересного, что очень будет жаль быть скованным рамками экскурсии.
Домой после того, как я погуляла по Готическому кварталу, вернулась опять затемно. Оплата дороги туда-обратно 15 евро и еще 5 евро забыла в автомате сдачу.