ОДНА В ИСПАНСКИХ ПИРЕНЕЯХ НА АРЕНДОВАННОМ АВТО (Часть 3. Фигерас. Порт-Льигат. Мыс Креус.)
Часть 3.
Фигерас. Порт-Льигат. Мыс Креус.
Пробег: Pineda de Mar — Figueres — Port Lligat — Cap de Creus — Pineda de Mar— 272 км
Этот день — завершающий в моей «городской-музейно-морской» части путешествия. Еще его можно назвать Днем Дали, потому что я планировала посетить Театр-музей Дали в Фигерасе, Дом-музей Дали в Порт Льигат недалеко от Кадакеса, ну и по пути заехать на самую восточную часть Испании — Мыс Креус.
По традиции выехала затемно, так как билет в музей Дали в Фигерасе я купила дома заранее (14 евро) на 9 утра, то есть к открытию. А значит, часам к 8 утра надо приехать на место, ведь кто знает, как сложится и дорога, и парковка.
Кстати, места для парковки перед поездкой я всегда выбираю заранее, обязательно просматриваю их в гугле и выставляю точку в навигаторе. Не знаю, как для вас, но для меня парковка и в большом городе, и в маленьком всегда стресс и отнимает много времени. Поэтому готовлюсь заранее, чтобы эти потери минимизировать.
Так было и с Фигеросом. Я видела, что в непосредственной близости от музея есть крытые паркинги, но также видела, что въезд-выезд с очень узкой улицы, к тому же по которой ходят толпы туристов. Поэтому, поискав поблизости от музея что-нибудь попроще, в 10 минутах ходьбы я нашла совершенно бесплатную очень большую общественную парковку на пересечении Carrer del Rec Arnau и Avinguda de la Costa Brava. Только имейте ввиду, что когда около полудня я пришла свою машину забирать, свободных мест практически не было. А вот в 8 утра, вполне можно было машину поставить.
Итак, поставив машину, я отправилась в сторону музея, а подойдя, сразу же узнала его по необычной архитектуре. Башня Галатеи, яйца на крыше и булочки на стенах… Все имеет свой смысл. Как заявлял Дали: «Красота или будет съедобной или ей вообще не быть».
Ну и уникальный, поражающий воображение многогранный купол Эмилио Переса. Приступая к созданию музея, Дали говорил: «Начнем дом с крыши, как поступали великие зодчие Возрождения, первым делом придумывая купол».
Время до открытия музея у меня было, поэтому для начала зашла в кафе-булочную выпить кофе со свежим круасанчиком. Сидя в уголочке у окна, наблюдала, как просыпается жизнь в городе, когда местные жители могут спокойно зайти за свежим хлебом к знакомому булочнику, перекинуться парой слов с соседями и знакомыми. Ведь еще совсем немного времени и улицы в центре будут заполнены громкоголосыми туристами, а местные жители сразу как то растворятся и станут незаметными, в лучшем случае, приступят к своей работе по обслуживанию этих же туристов.
Фигерас — интересный город, есть что посмотреть, кроме музея. У меня времени было совсем немного, поэтому я ограничилась осмотром соседних с музеем улиц. В непосредственной близости находится приходская церковь Фигераса — церковь Святого Петра (Iglesia parroquial de Sant Pere).
Удалось даже зайти внутрь. В церкви я была совершенно одна, чему очень была удивлена, так как читала, что чтобы туда войти надо отстоять такую же очередь, как и в музей Дали. Около 9 утра никакой очереди не было.
Пришло время подходить к музею. Уже во дворе понимаешь, что там ожидает, как сказала одна моя знакомая, «взрыв мозга».
На крыше музея — манекены с батоном хлеба на голове, с костылями, дырками в солнечном сплетении, с атомом, по центру — водолаз, как символ погружения в подсознание….
Памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу.
Кстати, имейте ввиду, что купить билеты на месте практически невозможно, все раскупается заранее. Поэтому, если вы живете не в Фигерасе, то можно потратить время на дорогу, но в музей не попасть.
Я зашла в музей первая! Сразу же купила за 6,90 евро фото-путеводитель на русском языке. Советую обязательно это сделать. Путеводитель — хорошего качества толстенький, красочный фотоальбом с исчерпывающей информацией о музее и его экспонатах. Без путеводителя многое можете пропустить, а главное — не понять.
Я не знаток и, тем более, не фанат Дали, но побывала в этом Театре, да да Театре, с удовольствием. И даже себе вязала на заметку, что при оказии готова посетить его еще раз.
Как писал Дали: «Посетители будут уходить с ощущением, что им приснился театральный сон». Я не буду подробно описывать экспонаты музея, все равно, пока их не видишь, то ничего не понимаешь. И фотографий я делала мало. Я лишь, посоветую посетить музей и самому окунуться в эту вакханалию фантазии.
Кстати, впервые я познакомилась с Дали (с работами Дали) воочию несколько лет назад у нас в Санкт-Петербурге на выставке. Затем перед этой поездкой немного почитала о его жизни, работах, о взаимоотношениях с Галой. Не знаю почему, но у меня сложилось впечатление, что да, Дали — несомненно неординарный художник, но, мне кажется, что без Галы его бы не было. Или он был бы другим. Гала была для него не только музой, любовью и другом, но и гениальным менеджером и маркетологом. Повторю, это мое ощущение, а не знание. Возможно, на самом деле было как то по-другому.
Я довольно много времени провела в первых залах, потому что еще было мало людей и можно было вглядываться в детали сколько хочется.
Из вестибюля сразу попадаешь во двор-сад. На этом месте раньше располагался партер муниципального театра, здание которого и было переделано в музей. Всем вниманием сразу завладевает инсталляция в центре «Дождливое такси». Великая Эсфирь тянет цепями колонну Траяна из автомобильных шин, лодка Галы, которую поддерживают костыли и «далинизированный» «Раб» Микеланджело и Кадиллак, в который следует заглянуть внутрь… Уфф… А вокруг золотые манекены, «Гротескные чудища», «Венера Велата» и пр., пр.
Дальше заходим в большой зал, который раньше был сценой театра.
Здесь немало известных работ, например, обнаженная Гала, превращающаяся в голову Линкольна (этой работы не было, где-то на выездной выставке была), портрет Бетховена, написанный бросанием на полотно осьминогов, Зал сокровищ с самыми важнейшими экспонатами музея и т. д.
Под ногами — надгробие могилы Дали (о чем многие не догадываются), а над головой — тот самый стеклянный купол.
Как я уже сказала, я особо фото не делала. Но все же несколько покажу, хоть и не самые показательные.
«Вошь и блоха», посвященная уличным музыкантам из детства художника. Вы это здесь что-то подобное видите?
Зал Мэй Уэст, где через линзу предметы интерьера превращаются в ее лицо.
«Стул-манекен»
«Ретроспективный женский бюст»
«Орел из Вальса» с каким то монголом в животе.
Были также Венера Милосская с ящиками в животе, Зал ветра с восхитительной росписью на потолке, Орнитологическая голова Венеры с ухом вместо носа, Голова Микеланджело с ящиком во лбу, ювелирная коллекция и замучаешься перечислять, что еще.
К тому моменту, когда я собралась уже выходить из музея, все было заполнено людьми. В коридорах не протолкнуться, в залах яблоку негде упасть, куча экскурсий с орущими экскурсоводами (почему-то не использовали наушники с микрофоном). Хорошо, что мне все же удалось походить спокойно.
Выйдя из музея, я отправилась в Музей Игрушки Каталонии (El Museo del Joguet de Catalunya) на бульваре Ла Рамбла (la Rambla) совсем недалеко от Музея Дали.
Не знаю почему, но несмотря на то, что во времени я была очень ограничена, я решила туда зайти и не пожалела. В музее вместе со мной было всего несколько человек. Билет стоит 7 евро.
В туристических справочниках о музее пишут так: «В музее царит атмосфера сказки и исполнения желаний. Здесь слышны звуки железных механизмов и шорох картона. В музее выставляется более 4.000 экспонатов: театральный реквизит и маскарадные костюмы, картонные фигурки животных, игрушечные кухни, мячики, волчки, самолетики, машинки, поезда, куклы и кукольные театры, марионетки, конструкторы магические приборы и наборы фокусника, маски, оригами, рукоятки, солдатики, роботы, паровые машины, велосипеды и самокаты… Большинство экспонатов имеют историю и снабжены старыми фотографиями детей со своими игрушками, что позволяет зрителю расположить экспонаты в хронологическом порядке и понять, как играли в каждую эпоху. Многие экспонаты в свое время принадлежали известным людям.»
Особенно мне понравились именно старые фото рядом с теми игрушками, которые выставляются. И даже не знаю, кому будет интереснее в этом музее — детям или взрослым, скорее всего и тем, и другим.
В музее игрушек я провела не очень много времени, так как на 13.00 у меня был куплен билет в Дом-музей Дали (12 евро), до которого надо было ехать более 40 км по горной дороге. Навигатор показывал, что ехать примерно около часа, но он не учел, что я любитель поблудить. Дала по развязкам несколько кругалей, прежде, чем выехала на дорогу, которая через Кадакес вела в Порт Льигат, где находится Дом-музей. К тому же, как только дорога превратилась в серпантин, пришлось плестись за рейсовым автобусом, который не было никакой возможности, да и желания обогнать. Так вся длиннющая змеюга из машин и плелась за этим автобусом до самого Кадакеса.
Изначально, я планировала, что если будет время, погулять в Кадакесе, в этом белоснежном городке на берегу синего моря. Но время распорядилось так, что такой возможности не было. Но зато я получила опыт езды по Кадакесу. Никогда, слышите, НИКОГДА без надобности не заезжайте в центр этого города на машине! Узкие, очень узкие и очень крутые улочки, по которым слоняются непуганные отдыхающие. Встаешь носом вверх и ждешь, когда они посторонятся, а они даже не собираются это делать. При чем, если даже и посторонятся, то пока трогаешься в вертикальном положении, то только и думаешь, как их не размазать по старым стенам. В то же время, навигатор жутко глючит, и ты ползаешь по этим улочкам, как слепой котенок в лабиринте безо всякой надежды выбраться.
Поэтому, если вы приехали в Кадакес, то оставьте машину на въезде в город на одной из парковок, которые вы справа увидите в большом количестве. А если вы едете мимо в Порт Льигат, то ориентируйтесь не на навигатор, который ведет через центр города, а по указателям. Так, возможно, сможете сэкономить время и нервы. Я урок учла только на обратном пути. Несмотря на то, что навигатор опять приглашал заехать в город, я по указателям по окраинам выехала на трассу вполне безболезненно.
Ну теперь о Доме-музее Дали. Сразу, как только вы спуститесь к берегу, где находится дом Дали, увидете большую парковку. На въезде написан плакат, что парковка платная, кажется 5 евро. Парковка неасфальтированная, необорудованная, но довольно большая и много свободных мест. Многие почему-то опять жались вдоль дороги и создавали проблемы проезжающим, так как из-за них очень сложно было разъехаться встречным машинам. То ли 5 евро жалко, то ли еще что. Кстати, я так и не нашла где эту парковку оплачивать, никто денег с меня не взял.
Дом заметно сразу, куда идти не перепутаешь.
Подошла я к музею минут за 5 до 13 часов. Здесь полагается распечатку поменять на проходной билет. Когда я подошла в кассу, мне сообщили, что я опоздала, так как по правилам надо подойти в кассу за 30 мин до начала твоего времени. Я очень расстроилась, сразу вспомнила свою историю в парке Гуэль. Но мое переживание было преждевременным, мне поменяли мое время на 30 мин позже и выдали билет.
Вход в музей только организованной группой в сопровождении с экскурсоводом. При этом все сумки надо сдать в камеру хранения за возвратный рубль.
Информация во время экскурсии незатейливая, преподносят на нескольких языках, в зависимости от группы. Нам говорили на испанском и английском. Все было понятно. Экскурсоводом был очень приятный молодой человек, который был к тому же внимателен к своим подопечным. Увидев, что я мучаюсь с фотоаппаратом и не могу отключить вспышку, с которой нельзя фотографировать, помог и выключить ее и потом включить.
Дом очень интересный. Чувствуется, что это изначально все же дом, но все равно он необычный, со множеством разных фишек, деталей. И чувствуется, что это дом не только для уединения и спокойной жизни в бухте а берегу моря, а в то же время и место для встреч с друзьями и проведения различных пати.
Особенно это чувствуется во внутреннем дворике и на нижней террасе с бассейном.
Особо хочется отметить окружающие пейзажи. Когда говорят о средиземноморской бухте, то представляется пейзаж, наполненный красками и запахами. А вот и нет. Знойная, раскаленная каменистая почва поросшая оливами и скудной растительностью. Глаз радуют только белоснежные дома на фоне нереально синего моря, сливающегося на горизонте с синим небом.
Следующий пункт моего дня был Мыс Креус, восточный испанский край земли, почти на границе с Францией. Я приехала уже далеко во второй половине дня, точно после 16 часов. У маяка мест для парковки вдоль дороги было достаточно. Перед поездкой я читала много устрашающих рассказов о дороге на мыс. Я ничего страшного не почувствовала. Ну узко, ну разъехаться сложно, ну дорога плохого качества, с обрывистыми обочинами. Ничего, если видя заранее встречную машину предпринимать грамотные действия, то разъехаться можно.
С площадки у маяка открываются безумно красивые морские виды. Можно любоваться бесконечно.
Здесь же есть, как говорят, хороший ресторанчик, но его посещение у меня не входило в планы.
От маяка отходят несколько пешеходных маршрутов, каждый заканчивается мирадорами, то есть видовыми площадками. По одному из них пошла и я.
Не скажу, что тропа очень простая. Местами даже пришлось спускаться и подниматься по скалкам, но такие участки были короткие и несложные.
Больше, чем трудности на тропе, дискомфорта доставляла жара. Раскаленная сковорода и снизу, и сверху. Под ногами хрустели похожие на черные пластинки камни, издающие какой-то стеклянный звук «хррр-хррр».
Дойдя до таблички, что дальше идти нельзя, я сделала несколько фото и пошла обратно.
По пути присела под единственное колючее дерево с тенью, чтобы перекусить и постоянно боялась, что откуда-нибудь выползет змея.
Не доходя до дороги, свернула еще на одну тропу, которая вела на площадку, с которой открывался вид в сторону Франции. Попросила какого-то француза меня сфотографировать, предупредив, что «жё нё парле па франсе». В принципе, он и не пытался со мной особо говорить, но перед поездкой я чуть-чуть начала учить французский язык и очень хотелось блеснуть единственной фразой, которую я запомнила и могла озвучить.
Когда я готовилась к этому дню, то собрала очень много информации о городках поблизости: Кадакес, Росес, Кастильон-де-Ампуриас, Эмпуриабрава. И думала действовать по обстоятельствам и по времени, планировала даже покупаться. Но времени не хватило. Дело было к вечеру, надо было возвращаться домой.
Следующий день был днем отдыха и, наконец, моря и пляжа. А то за четыре дня рядом с морем не удавалось даже ноги помочить. Пляж был совершенно свободный, пустой и бесплатный. Море теплое, солнце жаркое. Хороший день отдыха перед началом приключения «Каталония — магия гор»