НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ. Экспедиция в пустыню Гоби (Часть 3.Скалы Бага Газрын Чулуу).
Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу
Часть 3. Скалы Бага Газрын Чулуу.
Хребет Зоргол Хайрхан Уул – скалы Бага Газрын Чулуу – развалины буддийского монастыря – г.Мандалгоби -авто ~153 км
Прогулка по хр.Зоргол Хайрхан Уул – ~3,5 км
Прогулка по скалам Бага Газрын Чулуу – ~1,5 км
Вечером и ночью сильные порывы ветра трепали палатку, она хлопала крыльями, но, тем не менее, первая ночь в палатке прошла вполне хорошо.
Водители колдовали около одной из машин, у которой в предыдущий день были какие-то проблемы. Разложенные вокруг машины многочисленные запчасти и инструменты давали понять, что проблемы не закончились.
После завтрака первые свои километры мы отправились пешком. Мы опять пошли на хребет напротив лагеря. Набор высоты был совсем небольшой. На подъеме увидели маленькую раненую птичку, которая громко верещала, пыталась взлететь, волоча крылом по земле, но чуть оторвавшись от земли, вновь камешком падала. Но через мгновение стала понятна причина ее «недомогания».
Преодолев всего пару десятков метров высоты, мы оказались на большом ровном плато.
С него прекрасно смотрелась монументальная гора Зоргол Хайрхан, у подножия которой мы ночевали.
Здесь же на плато увидели обо.
Место, действительно, абсолютно соответствует канонам установки обо: красота и уединенность места.
Главный Дима, не останавливаясь, повел всех через плато к интересному останцу, который видно было издалека.
Скала очень фотогеничная.
Ребята тут же залезли наверх.
Другие камни рядом тоже были интересные.
Например, вот этот, очень похожий на трон великана.
Природа в середине мая понемногу пробуждается. Появляются первые весенние цветочки.
Гуляли мы часа полтора.
Наконец, появились долгожданные машинки.
Примерно через 10 км остановились у соленого озера, у которого красиво паслись лошадки.
Название этого озера нигде не указано, за исключением карт Генштаба, где оно отмечено, как Хара-Нур. Но на этих картах очень много названий не соответствуют последним картам, поэтому я не буду настаивать, что имя правильное.
Дальше часа через два очередная остановка, теперь у скал Бага Газрын Чулуу.
Площадь этого скального массива составляет примерно 150 км2, а название Бага переводится, как «Малый». Ничего себе! Значит есть где-то и большой? Да, есть и находится он в 170 км на юго-восток от Малого.
Гранитные скалы массива Бага Газрын Чулуу ведут свою историю с мезозойской эры и имеют интересный вид, как будто сложенный из слоев или «блинчиков». Такая структура характерна для выветренного гранита.
Нечто подобное я уже видела в урочищах Чокпартас на Алтае и Демерджи в Крыму. Я не геолог и, возможно, в составе породы есть отличия, но везде в граните присутствовала эта слоистость. Хотя, надо сказать честно, что здесь «блинчики» были особенно великолепны. А к Чокпартасу и Демерджи по виду ближе все же были скалы на Хоргол Хайрхан Уул.
Нам повезло и удалось увидеть пещеру, в нашем плане она фигурировала, как пещера отшельника.
Никаких признаков присутствия человека мы не увидели. Пещера почти сразу сильно сужается и дальше уже было не пролезть, хотя при желании, наверно, можно.
На некоторых картах она обозначена, как Bolor Сave, что означает «кристалл», а некоторые переводят, как «хрустальная пещера». На первый взгляд ничего хрустального не наблюдается. Однако, я читала у одних путешественников, что они нашли у входа оставленные куски кварца и сделали предположение, что кто-то вынес этот кварц, забравшись в глубь пещеры, где и находится кварцевая жила. Может быть ее глубинные своды и состоят из кварца? Но я не смогла найти какие-то подтверждения этому предположению, хотя в него поверила.
Мы погуляли по скалам примерно полчаса, может чуть больше, и затем отправились «за угол» в соседний распадок к руинам буддийского храма.
Небольшую долинку перегораживает сохранившаяся внешняя стена храма.
А справа от входа в монастырь на гранитной стене с гротом в основании, виднеются петроглифы. Какого они времени и что означают, я не знаю. И вообще, современные или древние, тоже непонятно, но на карте есть их обозначение, значит какую-то ценность представляют.
Как я уже сказала, внешняя стена сохранилась неплохо.
За стеной, внутри пространства, зажатого со всех сторон камнями – руины зданий.
Все заросло тополями. Нам повезло, что листья еще не распустились, и остатки монастыря можно было рассмотреть и сверху. Летом же среди листвы почти ничего видно не будет.
Какой-либо информации об истории этого храма я не нашла, кроме того, что, как и многие другие храмы он был разрушен в первой половине ХХ столетия во время гонений на религию.
Забравшись наверх, можно еще раз глянуть на горы Бага Газрын Чулуу.
После исследования развалин монастыря, мы пообедали.
Кстати, судя по тому, что есть информационный щит и домик на входе, в туристический сезон, возможно, здесь платный вход. Но мы осмотрели все абсолютно свободно, бесплатно и без посторонних туристов.
Время было уже далеко послеполуденное. Второй уазик продолжал себя чувствовать неважно, постоянно грелся. Также по прогнозу надвигалась пыльная буря, которая должна была нас накрыть в ближайшее время. Поэтому Начальник Дима принял решение доехать до городка Мандалгоби (Мандалговь) и там остановиться в каком-нибудь отеле или хостеле. Заодно туда же должны были доставить необходимые запчасти для сломавшегося уаза. Нам оставалось проехать до него километров 60.
Мы остановились в каком-то хостеле в центре города недалеко от выезда на трассу.
Условия были спартанские, но нам даже согрели горячую воду для душа, поэтому в любом случае, это было лучше, чем в палатке во время пыльной бури.
А буря действительно началась. Ветер поднялся такой, что против него идти было проблематично. Воздух стал пыльно-желтого цвета, мелкие камни и песок секли лицо. Поход в магазин за продуктами был вполне экстремальным.
Городок Мандалгоби – совсем небольшой административный центр аймака Дундговь. Дима умудрился погулять по городу, его фотографии я и прикладываю, чтобы создать о нем какое-то впечатление.