ДОРОГА В ЛАВРУ (День 5. Хотьково — Сергиев Посад). - Еду Иду Куда Хочу skip to Main Content
ДОРОГА В ЛАВРУ (День 5. Хотьково — Сергиев Посад).

Начало здесь.

День 5. Хотьково — Сергиев Посад.

Хотьково — Покровский Хотьковский женский монастырь — р.Пажа — Инобожская дорога — Дуб Сергия Радонежского — Радонеж — Церковь Преобржения Господня — Источник Казанской иконы Божией Матери — Этнопарк «Кочевник» — Семхоз (г.Сергиев Посад) — 27,5 км, 8,5 часов.

Итак, заключительный день основного пути «Дорога в Лавру». Из дома вышла в 8:30 утра и первое, что мне надо было сделать — поставить печать в подорожную грамоту в Хотьковском женском монастыре. Через полчаса мне открылась красивейшая панорама на монастырь. Я даже не ожидала.

«Покровский Хотьков монастырь – это одна из древнейших монашеских обителей на Руси.
Время его основания неизвестно, поэтому возраст монастыря начинает свой отсчет с первой даты, упоминаемой в летописях, – 1308 год.
Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи с 1337 года почивают в Покровском соборе монастыря и лишь на период закрытия были захоронены рядом с храмом. Паломники с верой приезжают помолиться Преподобным, испросить их помощи во всех своих нуждах.»

Сейчас я немного жалею, что не прогулялась по территории монастыря. С утра было очень спокойно, солнечно и очень располагало к неспешной прогулке. Но я зашла только в монастырскую лавку, чтобы поставить печать. Почему-то я себя чувствовала не совсем комфортно в спортивной одежде, вернее не совсем прилично. Поэтому, поставив печать, отправилась в дальнейший путь.

Уже минут через 5 я вышла за пределы населенного пункта и оказалась у р.Пажа.

Несмотря на то, что трек довольно понятный, умудрилась уйти левее реки и чуть не отправилась в сторону многочисленных в этом месте садовых товариществ. Но все же, вовремя одумалась, вернулась к реке и километров 5 шла по тропе вдоль нее.

Сначала я порадовалась, тропа была довольно сухая, однозначная и очень живописная.

Затем, как всегда, начались заболоченные участки и завалы.

В давние времена дорога по левому берегу р.Пажа, где и проходит трек «Дороги в Лавру», называлась Инобожской. Я всегда стараюсь немного подробнее узнавать о местах, где я иду или путешествую. Название было для меня незнакомо, и я отправилась в интернет на поиски информации. И столкнулась с тем, что ее крайне мало, можно сказать совсем нет. Основная ссылка идет на книгу Ю.Сергеева «Княжий остров»:

«…Старик припомнил, что по левому берегу речки Пажи когда-то была «Инобожская дорога», великий и просторный тракт «вселюдской»… Что за путь? Куда вела эта дорога, он не ведал…
— Почему дорога по левому берегу Пажи звалась «Инобожской», поляки по ней пришли и иные разорители земли русской? — стал осторожно расспрашивать деда Окаемов.
— Ишшо ранее звалась так… Дед мне сказывал, што по ей скакали на конях дружины князя московского и силком загоняли огнищан зимой креститься в прорубь… А в те времена своя была вера, и греческую не особливо понимали, бегли от дружин в северные леса, обижались на князя…»

Ну а я продолжала путь. Когда вышла на границу леса и поля, стало легче.

Еще километра через полтора, когда вдалеке уже были видны купола в Радонеже, я решила пройти к Дубу Сергия Радонежского. В моем представлении, это должно было быть старое дерево, история которого каким-то образом связана с Сергием Радонежским.

Однако подойдя к месту, отмеченному на треке, я увидела совсем молодое деревце за оградкой. И скамеечка рядом.

Как оказалось, посадили его 8 октября 2020 года в день памяти святого насельники Троице-Сергиевой Лавры и участники проекта «Дорога в Лавру». По преданию именно в этом месте был посажен дуб самим Сергием Радонежским, но сгорел в 19 веке. Место определили путем сопоставления местности с картами 16-19 века, на которых встречалось определение этого дуба.

Я посидела немного на скамеечке, а затем, вернувшись на тропу, примерно через полчаса была уже в Радонеже у церкви Преображения Господня.

Несмотря на небольшую усталость, ведь в пути я была уже 4 часа и практически еще не отдыхала, на Радонежском подворье я почувствовала себя очень спокойно и умиротворенно. Во-первых, очень приветливо приняли в церковной лавке, где я поставила печать в подорожную грамоту. Также с пониманием отнеслись к моему желанию поставить свечку в храме. Приветливо пригласили, по моей просьбе выдали юбку, чтобы я не чувствовала себя неудобно в спортивных обтягивающих штанах.

Подворье довольно большое. Кроме храма, здесь же находится часовня Матроны Московской, памятник Сергию Радонежскому скульптора Клыкова (1989г), родник на р.Пажа с купелями и деревянным колесом.

Памятник довольно монументальный, но меня он не очень затронул за душу.

Источник смотрится очень красиво и уютно. К нему вниз ведет деревянная лестница.

Я в самый низ не дошла. Меня затормозило посреди спуска кафе-трапезная с очень вкусным взваром и монастырскими пирожками. Все же время было обеденное. Но долго я не засиживалась, впереди еще долгий путь.

В паре километрах от Радонежского подворья находится часовня и источник Казанской иконы Божией Матери. Последние метров 500-800 тропы шли вдоль поля, там же и грунтовая дорога была. Но она была очень разбитая и сплошная грязь. Мне встретился мужчина, машина которого завязла напрочь. Я потом читала, что к источнику можно проехать на автомобиле, так что имейте ввиду, что не на всякой машине и не в любую погоду.

У источника было очень тихо, спокойно, никого у источника не было. Часовня, конечно, была закрыта. Но посидеть, набрать и попить водички было очень приятно.

Через 3 км от источника находится этнопарк «Кочевник». Я всегда в своих путешествиях стараюсь посещать музеи и интересные места, встречающиеся на моем пути. Хотела посетить и этнопарк. Но он в этот день был выходным.

Менее, чем через 1 км я подошла к довольно большому озеру или водохранилищу. Скорее всего, это все же водохранилище, потому что мне не удалось найти его название ни на одной карте, в том числе на топографических. А может быть это реальный разлив реки Пажа? Не знаю.

Трек тропы идет вдоль берега этого водохранилища. Береговая линия со стороны тропы очень изрезанная и, с учетом этого обстоятельства, чтобы пройти его от начала до конца, набегает порядка 3 км. Сложности добавляет еще и неровность рельефа, овраги и сильно заболоченные участки.

Обойдя водохранилище и пройдя еще пару километров, я вышла на прямую, как стрела просеку, по которой, никуда не сворачивая, через 3 км добралась до Семхоза, являющегося микрорайоном г.Сергиев Посад.

С начала дня мной было уже пройдено больше 27 км по довольно пересеченной местности. Опять появилась жуткая боль в стопах, которая всегда меня настигала на расстояниях больше 20км. Вероятно, надо задуматься об обуви. Хорошие треккинговые кроссовки, имеющие все ортопедические навороты, но предназначенные преимущественно для горной местности, на больших расстояниях  доставляли сильный дискомфорт. Возможно, дело не в обуви, а в расстоянии… Ведь в Крыму в горах была та же история. Не знаю. Буду думать.

В Семхозе важными достопримечательностями являются церковь Сергия Радонежского, музей Александра Меня и музей Дороги. Я ходила вдоль ограды церковно-музейного комплекса, но все ворота были закрыты, на территории велись какие-то ремонтные работы, а на мои призывы с вопросом, как можно пройти и можно ли поставить печать в подорожную грамоту, передвигающиеся по территории рабочие и служители не обращали никакого внимания. Вернее, внимание обращали, но никак не реагировали.

Надо было принимать решение, что делать дальше. Время было уже 17 часов, до ворот Лавры оставалось 5 км. При условии довольно серьезной проблемы с ногами, эти 5 км идти часа два. Скрепя сердце я приняла решение до центра Сергиева Посада доехать на электричке, дорога до центрального вокзала заняла всего несколько минут. До сих пор глубоко в душе осталось недовольство собой за это малодушие. Но малодушие ли?

Думаю, что нет, не малодушие, а трезвое решение, сделанное в данных обстоятельствах. До Сергиева Посада я дошла. Мой путь не закончен, я планировала пройти дополнительный трек до Гремячего Ключа, что с лихвой скомпенсирует непройденный участок по городу. К тому же, в моих планах на следующий год (или как получится) есть задача продолжить «Дорогу в Лавру» дальше, по Великому Русскому Северному Пути (Москва-Соловки). И начну я его именно от Семхоза, таково мое решение на данный момент.

Итак, я в центре города. До забронированного на 2 дня отеля «Аристократ» дошла пешком. Отель находится прямо напротив Лавры у видовой площадки на Лавру. Красота неимоверная!

К сожалению, отель порекомендовать не могу. Кроме местоположения у него нет никаких плюсов. Неуютно, грязно до беспредела, все старое, ржавое, разваливающееся, дует из всех окон – разруха полная. Я читала нелестные отзывы, но не думала, что все настолько ужасно. В следующий раз я там больше не поселюсь. Конечно, перекантоваться там можно, но я не хочу быть причастной к настолько безразличному и даже безобразному отношению к своему делу.

Вечером сходила покушать. Рекомендую ул.Карла Маркса. На ней целый ряд не помпезных, но приятных заведений с вкусной едой. Ну а затем отдыхать, отдыхать. Ведь утром снова в дорогу.