УКОКА МНОГО НЕ БЫВАЕТ ИЛИ 30 «УКОКНУТЫХ» И ОДИН МОТЯ (Часть 6. Озеро Алахинское — река Мукыр).
Чтобы быть в курсе новых рассказов, подписывайтесь на Телеграммканал ЕдуИдуКудаХочу
Часть 6. Озеро Алахинское — река Мукыр.
оз. Алахинское — р.Чиндагатуй — Чиндагатуйский рудник — оз.Кызылтас — р.Мукыр — 18 км.
Ну вот и закончился наш замечательный отдых на озере Алахинское. Пора снова в путь. Утро встретило нас безоблачным небом и ласковыми лучами утреннего солнышка. Как будто и не было холодного дождя и августовского снега.
В начале пути мы без проблем, не замочив ног, перебрались на противоположный от стоянки берег реки Караалаха. Просто перепрыгнули по камешкам. Но в этом месте так бывает не всегда. Я видела видео, как, буквально за пару недель до нас, здесь было гораздо больше воды.
Сразу за бродом начинается тропа, которая на протяжении 2,5 км идет вдоль озера то лавируя, как всегда, среди березки, то прыгая по курумнику. На курумнике местами расставлены турики, поэтому заблудиться невозможно.
Пройдя озеро, почти сразу тропа превращается в старую дорогу, которая через пару километров вдоль горного хребта, граничащего с Казахстаном, привела нас к подножью горы Молибден (2764 м), на склоне которой находится заброшенный вольфрам-молибденовый Чиндагатуйский рудник.
В тридцатые годы прошлого столетия на территории юго-восточной части Алтая были проведены масштабные геологосъемочные работы, которые были завершены к 1937 году. Результатом этих работ стало открытие в том числе Чиндагатуйского вольфрам-молибденового месторождения, включающее около 100 жил, образующих полосу шириной около 400м и протяженностью более 1 км. 15 жил имели промышленное содержание редких металлов.
В 1938 году в долине реки Чиндагатуй начинается промышленная добыча вольфрама и молибдена. С началом Великой Отечественной войны необходимость в вольфраме и молибдене многократно возросла, особенно молибдена, как одного из компонентов танковой брони.
Руду добывали по одним данным вольнонаемные, по другим — заключенные ГУЛАГа.
«В скальных породах рубили дневную норму — 20 сантиметровую ямку, чтобы заложить динамит. Работало двое. Один держал зубило. Другой бил кувалдой. Кувалду делали с короткой ручкой и привязывали ее к руке. Обычно зубило держала женщина, а кувалдой бил мужчина. В 1942 году всех мужчин призвали в армию, и кувалдой пришлось работать женщинам. Далее руду вручную опускали из штолен на рудник, и конями в арчемаках вывозили до автомобильной дороги, откуда автомашинами руду везли далее в Казахстан на обогатительный комбинат».
Возможно из-за того, что вся руда уходила и обрабатывалась в Казахстане, на нашей территории почти не сохранилось более подробных материалов и документов о работе рудника.
«После окончания войны американцы поставили пневмооборудование, и дырки для закладки динамита стали пробиваться с помощью него. При работе этого оборудования воздух в шахте быстро заполнялся мелкой пылью и поэтому все работающие в штольнях шахтеры поголовно начали болеть заболеваниями легких. С 1950 года Китай начал поставлять в СССР очень дешевый вольфрам и надобность в Чиндагатуйском руднике отпала».
Сейчас, на месте Чиндагатуйского рудника остались развалины бараков, старые засыпанные штольни, которые находятся довольно высоко от дна долины и старый паровой двигатель — дуплекс-локомобиль завода «Маршал», сделанный в Англии в начале ХХ века. Этот паровой двигатель — настоящая визитная карточка этого места. К тому же, очень фотогеничная.
У двигателя есть два огромных колеса, на которые набрасывались ремни, приводящие в движение генератор, насосы, или другое оборудование. До появления локомобиля руду спускали из штолен вниз корзинами, а когда был запущен локомобиль и получена энергия, оборудовали транспортер. В некоторых источниках ошибочно этот двигатель назван промывочной машиной.
Кстати, обратите внимание, все тяжелые детали локомобиля сделаны из дерева. Скорее всего это громоздкое сооружение (как, впрочем, и другое крупное оборудование) доставляли на лошадях в разобранном виде, а все в конструкции, что было возможно, заменили деревом, изготовив детали на месте.
Остатки рудничного поселка находятся 600м выше по склону по едва заметной тропе, заросшей березкой: два барака для рабочих, дом инженерно-технических работников, склад, лабораторный корпус, пекарня, кладбище. Несколько ребят поднялись к нему. Некоторые потом сказали, что впечатление от посещения было удручающее.
Чиндагатуйский рудник был самой яркой достопримечательностью этого дня. Дальше нам 13 км надо было шагать по старой дороге вдоль реки Чиндагатуй до места, где в нее втекает река (ручей) Мукыр.
Дорога простая, без набора высоты и без преодоления каких-либо препятствий. Можно было идти просто наслаждаясь хорошим днем и приятной дорогой с замечательными панорамами.
Мотя тоже наслаждался. Наконец не надо продираться сквозь кусты, перебираться через грязь или оббивать лапы о камни.
Несмотря на несложную дорогу, к концу дня все же усталость дала о себе знать. Мы разбили лагерь в довольно уютной ложбинке у реки.
Прекрасный вид на заснеженные трехтысячники, розовые в закате облака, стопочка эксклюзивного ликера и фейерверк по случаю дня рождения Вячеслава скрасили наш и без того прекрасный вечер.
Трек дня.