МОЙ ЭВЕРЕСТ ИЛИ БОЛЬШАЯ КРЫМСКАЯ АВАНТЮРА (День 2. Ласпи-т/с Бальчик) - Еду Иду Куда Хочу skip to Main Content
МОЙ ЭВЕРЕСТ ИЛИ БОЛЬШАЯ КРЫМСКАЯ АВАНТЮРА (День 2. Ласпи-т/с Бальчик)

Начало здесь.

День 2.

Ласпи-т/с Бальчик

п.Ласпи — г.Ильяс-Кая (682м) — Храм Солнца — г.Челяби-Яурн-Бели (657м) — пер.Байдарские Ворота — г.Мшатка-Каясы (651м) — г.Кильсе-Бурун (712м)- Чертова Лестница — т/с Балчик

Как я уже сказала в предыдущей части, в 5 утра сторож запустил генератор, появилось электричество и можно было начинать сборы, завтракать и выходить. Главное, что мне надо было не забыть — проверить еще раз пауэрбанки и телефон, чтобы зарядка была под завязку. Ведь я отправлялась в автономку на четыре дня (три ночевки). На третий день я предполагала, что будет возможность подзарядиться в кафе у Большого Каньона. Все остальное время надо было заряд батарей экономить.

Когда я с этим же телефоном была на Алтае и использовала его только для фото, я переключала его в авиарежим и мне хватило его зарядки и пауэрбанков суммарно на 15 000 ед на поход протяженностью 8 дней. У телефона хорошая батарея. А здесь, в Крыму этот телефон для меня был всем: фотоаппаратом, компасом, навигатором, запись трека и т. д. Поэтому передачу данных отключить не могла. Значит — экономить. После проверки зарядки следующее, что я сделала — отправила в своим друзьям Вконтакте и родным сообщение, чтобы не волновались, так как писать никому ничего не буду и вообще могу быть не на связи (как в воду глядела).

И на прощание скинула им фотки, сделанные в 5.30 утра с террасы мотеля. В одну сторону — вид на г.Куш-Кая, откуда я пришла.

А в другую — на горы Ильяс-Кая и Деликли-Бурун, куда мне следовало идти.

На дорожку потрепались немного со сторожем, и я отправилась в путь. Вернулась немного по дороге назад вверх к маркированной тропе и уже через час, увидев деревянный столб в виде дядьки в шапке (наверно это столб Велеса), поняла что места силы уже недалеко.

И, пройдя еще немного, тропа подвела меня к подъему на вершину. Сразу, как только заканчиваются кусты — открывается безумно красивый вид на скалы Тышлар, которые называют Храмом Солнца. Вот оно — место силы!

Надо сказать, что тропа, ведущая на гору, очевидна только на первых шагах, затем что-то отдаленно похожее на тропы расползается во все стороны. Сначала я взяла правее, но мне совсем не понравилось, тропа еле заметна, и подъем довольно крут. Вернулась, стала подниматься немного левее и практически сразу уткнулась в «via ferrata». Пока приноравливалась, как поудобнее ухватиться за перила одной рукой, так как в другой, как всегда, палки, и начать упражнения по выжиманию на ногах на скобах, рюкзачок ведь не хилый, наверху послышались человеческие голоса, и я увидела подошедших к спуску парня и девушку. Очень обрадовалась, потому что будет у кого спросить про дальнейший подъем.

Ребята сказали, после перил тропа хорошая и сложности не представляет. И предупредили, что спускаться надо здесь же. Они умудрились подняться то ли с южной, то ли с западной стороны, сказали, что очень было трудно. А я читала, что там вообще можно подняться только со снаряжением, как они умудрились все же забраться — непонятно.

Преодолев этот небольшой участок, я действительно вышла на довольно заметную тропу, ведущую к вершине. И вот уже видно крест, обозначающий самую высокую точку этой горы. А также дядечку, мирно выгуливающего собачку. Они вдвоем неторопливо и безмятежно прогуливались с видом, как будто только что вышли из своей парадной, для того, чтобы собачка могла покакать. Просто сюр какой-то.

Я оставила рюкзак на предвершинном плато, бросив его около одинокого дерева, недалеко от которого разглядела упорядоченно разбросанные камни, которые, как оказалось, были ни чем иным, как развалинами часовни Святого Ильи (IX — X век). Мне эти развалины показались какими-то ненастоящими, сложить так камни по кругу и я смогу. Поэтому они даже не удостоились того, чтобы сделать фотографию.

Еще немного усилий, и я на вершине.

Смешно получилось, когда я в видосике не могла правильно сказать, где гуляет дядечка, наверху или внизу. Конечно, наверху, у вершины, но в то же время и внизу, если говорить о моем возвышении над ним. Ну да ладно, главное, что я смогла подняться и увидеть те просторы, которые открылись передо мной. В одну сторону — хребет, ведущий на г.Деликли-Бурун, вдалеке — все та же г.Куш-Кая и просторы Байдарской долины.

В другую — Храм Солнца и г.Челяби-Яурн-Бели, куда мне идти дальше. На фото эта плоская вершина располагается прямо между лучами солнца. А самый яркий луч указывает в центр Храма Солнца. Такая неожиданная фотография получилась.

Подъем на г.Ильяс-Кая от столба Велеса до вершины у меня занял всего 30 мин. Наверху дул очень сильный, ледяной ветер. Поэтому долго я не задерживалась и начала спуск по тому же пути, что и поднималась. Впереди еще очень длинный и насыщенный день.

Еще раз есть возможность полюбоваться на Храм Солнца.

Это место довольно популярное, я ждала, что встречу здесь туристов, но нет, не было никого. Говорят, что здесь сильная энергетика, и это место является мощнейшим местом силы не только в Крыму, но и за его пределами. Простите, но не прониклась… Гораздо ярче я почувствовала невероятную энергетику именно на вершине. Хотя … ведь и там был когда-то храм. А Храм Солнца я прошла просто насквозь, сделав несколько фото.

На выходе еще раз глянула на Байдарскую долину.

И назад, на такую кажущуюся неприступной г.Ильяс-Кая, которая подарила мне такие замечательные эмоции.

Следующая мой цель — г.Челяби-Яурн-Бели. Как вы видели на фото, сделанном с г.Ильяс-Кая, эта гора довольно массивная, с куполообразной проплешиной вместо вершины. Я дошла до нее от скал Тышлар менее, чем за полтора часа.

Вершина оказалась большим плато, похожим на каменистую пустыню, среди камней которого растут душистые травки. Вернее двойным плато — верхним и нижним. Гора — прекрасная видовая площадка. Во все стороны открываются очень красивые виды: на Байдарскую долину,

на Ялтинскую яйлу, куда мне идти дальше

и на г.Ильяс-Кая во всей красе вместе с хребтом Деликли-Бурун.

Долго находиться наверху было невозможно, дул такой сильный ветер, что мои треккинговые палки постоянно пытались оторваться от земли и взлететь вверх. А панамку пришлось снять и сунуть в карман, иначе и эта подруга могла бы возомнить себя птицей. Поди ее потом догони, если она почувствует свободу и сиганет к морю.

Сначала я сбежала до нижнего плато, а дальше начался спуск к Байдарскому перевалу. Тропа довольно крутая, несколько участков оборудованы перилами и скобами. Спускаться непросто, зато интересно и не скучно. На спуск я потратила менее часа.

Только что я лезла вниз, повисая на стальных тросах, цепляясь чуть ли не зубами за железные скобы, забитые в скалу, и вот — цивилизация, перевал Байдарские Ворота. День контрастов.

В отличии от Ласпинского перевала, около Байдарских Ворот много киосков с сувенирами, водой, а также, извините за подробности, нормальный туалет. Несмотря на то, что чай и вода у меня была, возникло непреодолимое желание выпить чего-то вредного, типа колы. Я купила бутылку какого-то крымского газированного напитка, очень похожего на колу (не помню название), открыла дрожащими руками и выпила всю бутылку сразу. Я чувствовала, как водичка текла внутри меня и шипела, шипела, шипела…, как будто падала на раскаленные камни. Теперь я понимаю, почему пилигримы на Камино фанатеют от колы.

Сверху Байдарских Ворот есть видовая площадка. Верите, не возникло желания туда забраться. Еще я изначально планировала сходить к церкви Воскресения Христа, которая красиво стоит на скале примерно в 2 км от перевала. Она была построена в конце 19 века, претерпела много на своем веку, а сейчас является местом, куда старается попасть чуть ли не каждый турист, отдыхающий на Южном берегу. Но, когда я спустилась на перевал, поняла, что впереди еще очень долгий путь, а делать такой большой крюк к церкви по асфальту и обратно лезть наверх к тропе я не готова. Поэтому посещение этой церкви я оставила на другой раз. Кстати, недалеко от церкви есть хостел «Домик лесника». Лесник сдает в найм жилье для скалолазов и туристов.

Ну а мне дальше в путь. После небольшого отдыха, я начала следующий этап Большой Севастопольской Тропы. После подъема открывается классный вид на лысину г.Челяби, где я была, даже тропу можно разглядеть.

Через 2,5 км от Байдарских Ворот, я вышла на открытое пространство у г.Мшатка-Каясы. От этой горы начинается самая длинная яйла Главной Крымской гряды — Ай-Петринская. У тропы перед подъемом на вершину есть удобное место для отдыха, со столиком и навесом от солнца или дождя. Здесь я и остановилась, чтобы пообедать и отдохнуть полноценно.

Г.Мшатка-Каясы состоит как-бы из трех частей, как вы видели на фото, сделанном с г.Челяби. Самые посещаемые — это Центральный Бастион и Форосский Кант. На обеих вершинах было огромное количество людей. Такое ощущение, что привезли сразу несколько автобусов. Все они были налегке, передвигались большими группами и очень сильно шумели. Прыгали как по команде и орали хором во весь голос. Я так и не поняла, что это было. Подходили и просто люди, воспользовавшиеся выходным, чтобы погулять с семьей, детьми или друзьями. Ко мне под навес присоединилась такая семья. Было очень трогательно, когда мама семейства увидела, что в бутылочке, из которой я пью, совсем мало воды, она мне тут же предложила своей воды. Я поблагодарила, но у меня с собой еще была вода в рюкзаке. Все равно приятно.

На Форосский Кант я не пошла, потому что как раз вся самая громкая группа переместилась туда. Я пошла на центральную часть, с которой Форосский Кант предстает во всей красе. Своей ровной поверхностью и отвесной скалой очень напоминает норвежский Прекестолен.

Сейчас жалею, что туда не поднялась. Говорят оттуда видно и Байдарский перевал, и Форосскую церковь.

Закончив любование пейзажем, спустилась вниз к тропе. Пройдя непродолжительное время, я подошла к г.Кильсе-Бурун. Наверх уходило ответвление от основной тропы. На мгновение закралось сомнение, подниматься ли. Усталость уже чувствовалась, и внутренний голос пытался вставить свои пять копеек и отговорить от еще одного подъема. Но любопытство победило. Я потопала наверх. Г. Кильсе-Бурун, как и г.Мшатка-Каясы, со стороны моря имеет скальную стенку, поэтому является популярным местом для скалолазов и альпинистов. А со смотровой площадки, куда забралась я, открывается великолепная панорама юго-западной части Главной гряды.

На западе все видно от г.Куш-Кая и Ильяс-Кая, до Форосского Канта.

На востоке к Кильсе-Бурун примыкает гора Куба-Кая (662 м). За ней вершины Мердвен-Кая (688 м) и Балчик-Кая (945 м). Между последними расположена теснина древнейшего перевала Крыма — Шайтан-Мердвен (Чёртова Лестница).

С горы спускалась по тропе с восточной стороны. Она круче, чем на подъеме, спускается серпантинчиком. Ну а дальше по широкой грунтовой дороге к Чертовой лестнице. Чем ближе к перевалу, тем больше встречалось прогуливающихся людей.

Недалеко до перевала стоит памятник партизанам Балаклавского партизанский отряд «Народный мститель».

В двух шагах от памятника есть т/с Чертова Лестница. Здесь я планировала встать на ночь. Однако, читала, что вода в роднике около стоянки мутная, для питья не предназначена. Запаса воды у меня почти не было, фильтра тоже. Поскольку пришла к памятнику в 14.30, то даже не стала стоянку искать, а решила пройти еще 3,5 км до хорошей стоянки Балчик.

Трек БКТ обходит выход к пер.Чертова Лестница стороной, так же, как меня посылала и карта maps.me, но я решила придерживаться трека БСТ. Пошла по указателям к Чертовой Лестнице. Дойти дошла, посмотреть вниз — посмотрела, но на фото уже не было сил. Тропа же к т/с Балчик отворачивает от перевала в лес и опять начинается набор высоты. Честно говоря, каждый шаг давался с трудом. В конце концов, тропа выбралась на плато и через некоторое время нырнула в лес к стоянке.

Стоянка действительно замечательная. Очень просторная, много места для лагеря, даже для нескольких лагерей. Также очень хороший источник с водой. Он сделан в виде колодца, закрыт крышкой и оборудован ведерком на веревке. Найти его просто, так как он находится прямо у тропы.

Я с облегчением скинула рюкзак, поставила палатку, отдохнула и начала заниматься ужином. Поскольку после моего первого поста было много вопросов по поводу использования для кипячения воды горелки на сухом спирте, еще раз подытожу, почему я выбрала именно этот вариант:

1)Я не готовила в обычном понимании, мне надо было только кипятить воду, чтобы приготовить сублимированную еду, а также чай. Причем на одного человека.

2)Газ нельзя провозить в самолете, а потом надо было искать, где купить на месте. После использования надо этот баллон как-то протыкать, обжигать… Нееет, я бы не справилась!

3)Щепочницу я не видела никогда в глаза, не знала как ей пользоваться и сомневалась, что смогу разжечь, если вдруг будут дожди. Плюс она тяжелее. Кстати, один раз в свою горелку на сухой спирт подбросила щепочек-веточек. Мне не понравилось, закоптилась вся кружка, а быстрее вода не закипела. Больше так не делала.

4)Сухим спиртом легко пользоваться (главное знать, как разжечь, а я этому научилась заранее), топливо всегда с собой и всегда сухое, легко рассчитать необходимое количество. Вода закипает медленнее, чем на газу, но 15 мин не принципиально, всегда есть, чем в лагере заняться в это время. Горелка и спирт в рюкзаке занимают очень мало места и весят мало.

Вывод: своим экспериментом я более, чем довольна, считаю его удачным для условий, в которых я шла.

Пока занималась лагерем и ужином, мучил вопрос: кто же сегодня будет моими соседями по лагерю? Когда уже кушала, послышались голоса и на поляну вышли несколько молодых ребят с веревками, в обвязках, увешанные карабинами. Видимо поднялись по одному из скальных маршрутов, которых поблизости очень много. Бросили неподалеку от меня снаряжение и принялись обустраиваться. Но оказалось, что они решили только отдохнуть и попить чай. А потом пойдут и поедут до дома. И тогда до меня дошло, что ночевать придется одной, вряд ли еще кто-нибудь придет. Так и оказалось. Страха по этому поводу не было, но с соседями было бы спокойнее.

Поговорили с ребятами на туристические темы. Они ни сколько не удивились, что я одна. Только задали вопрос:

— У Вас одиночный поход?

-Да.

— Здорово! Завтра старайтесь идти по тропе ближе к краю скал, там очень красиво!

По поводу этой турстоянки имейте в виду, что поскольку она находится в низине, не берет никакая связь. Нет мобильной связи, глючит GPS. Я не смогла отправить родным даже обычную смс, что я дошла до места и все хорошо. Пыталась выйти из леса на открытую поверхность — не было связи все равно. Наверху встретила только зайца с толстенной задницей и длинными ушами и какого-то мелкого грызуна вроде бурундучка. Но они мне со связью не помогли.

Спать легла рано. Но долго не могла уснуть, слушала птичек. Они пели на все голоса.

Потом вдруг как-будто кто-то повернул выключатель, и птичий хор разом замолк. Я даже вздрогнула от неожиданности. Очень быстро стало темно, и я уснула.

Итог дня: пройдено 20,1 км за 10 часов.