МОЙ ЭВЕРЕСТ ИЛИ БОЛЬШАЯ КРЫМСКАЯ АВАНТЮРА (День 8. с.Изобильное — Верхнее плато Чатыр-Даг — с.Лучистое) - Еду Иду Куда Хочу skip to Main Content

Начало здесь.

День 8. с.Изобильное — Верхнее плато Чатыр-Даг — с.Лучистое.

Пешком: с.Изобильное — Верхнее плато Чатыр-Даг — г.Эклизи-Бурун (1527м)— г.Ангар-Бурун (1453м) — Ангарский перевал

Автобус: Анагарский перевал — с.Лучистое.

В с.Изобильное я ночевала в довольно гостеприимном гостевом доме. У меня была комната с отдельным входом и всеми удобствами. Также на улице была летняя кухня-столовая, где имелось все необходимое. Название порекомендовать не могу, так как я его не знаю. Хозяева комнаты, которую я забронировала изначально, заселили меня не к себе, а к своим знакомым, так как у них самих жили гости, заселившиеся на более продолжительный период. Я не возражала, так как условия в новом доме были замечательные, а расположение даже лучше, ближе к центру.

Разрабатывая маршрут этого дня, я подготовила и рассчитала 5 различных вариантов, из которых мне надо было выбрать один уже на месте в зависимости от сил, погоды и настроения. Обязательным во всех вариантах был подъем на верхнее плато Чатыр-Даг и на вершины г.Эклизи-Бурун и г.Ангар-Бурун. Факультативно — спуск на нижнее плато и посещение пещеры Тысячеголовая и видовых площадок. Варианты также различались порядком прохождения точек и местом спуска с плато. В результате выполненным оказался вариант под названием «самый короткий». Но я нисколько по этому поводу не расстраиваюсь, день получился более, чем насыщенным, и впихнуть в него еще что-то было бы нереально.

Как всегда рано, в 6 утра я уже вышла из дома и отправилась в путь. Довольно долго выходила из поселка, облаиваемая собаками разного размера и громкости почти из каждого двора. Честно говоря, собак я побаиваюсь, но, слава богу, за пределы своего двора выскочила только одна мелкая злючка, которая безопасную дистанцию все же соблюдала.

Из с.Изобильное на Чатыр-Даг туристы поднимаются гораздо реже, чем от Ангарского перевала. Скорее всего, мой маршрут годится именно тем, кто не на маршрут выходного дня вышел, а идет линейный многодневный маршрут. До плато и до г.Эклизи-Бурун мне надо было пройти 10км и набрать высоту 1300м. Но морально я к этому была готова. Шаг за шагом шла по дороге, наблюдая, как медленно приближается Чатыр-Даг и удаляется с.Изобильное и море.

Тропа-дорога на плато замечательная, никакой сложности не представляет, кроме физических усилий, так как идет постоянный набор высоты. Она то выходит на открытые пространства, то ныряет в лес, который своими корявыми старыми деревьями казался сказочным.

Очень интересной показалась роща с пирамидальными секвойадендронами Ярославцева (так отмечено на карте). Эту рощу посадил в шестидесятые годы научный сотрудник Никитского ботанического сада Геннадий Ярославцев. Заморские деревья из Калифорнии прижились и живут по сей день. Их еще называют мамонтовыми деревьями или калифорнийской сосной. Хотя в одном из обсуждений я увидела утверждение, что мамонтовые деревья и секвойадендроны — это разные деревья. Я не ботаник, а деревья все равно, как ни называй, очень красивые и статные.

Для подъема на само плато я выбрала классический маршрут — через «Каменные круги». Перед последним взлетом, под деревом есть скамеечка, на которой можно передохнуть перед последним рывком и полюбоваться красивым видом на село, Изобильненское водохранилище и далекое море. Чтобы подняться из села до этого места, мне потребовалось чуть меньше, чем 3,5 часа.

Финальный подъем на плато занял примерно полчаса.

У «Каменных кругов» сидели туристы с маленькими детьми. Немного пообщались. Они эту ночь провели прямо на плато и, нагулявшись, уже шли домой. Я передохнула и отправилась в сторону своей цели — вершине Эклизи-Бурун (1527м). Так как на Роман-Кош мне не удалось попасть, то Эклизи-Бурун стала самой высокой точкой моего путешествия.

Идти по плато очень приятно, хотя рельеф не такой уж ровный и простой, как кажется.

Немного в стороне от тропы на возвышении сидела стая больших птиц, орлов, наверное. Издалека было непонятно, что это за птицы, но то, что они были очень большими — это точно. Впереди меня шел молодой человек в городской одежде и с пакетом вместо рюкзака. Мы одновременно вынули телефоны и попытались заснять этих красивых птиц. Но они хоть и были довольно далеко, как будто нас заприметили, заволновались, все разом замахали крыльями и подались на небесные просторы.

Преодолевая финишный подъем, внизу увидела большую и очень шумную группу туристов, которые шли то ли со стороны нижнего плато, то ли со стороны Ангар-Буруна. Издалека не было видно, кто это именно. Потом, когда и они поднялись на вершину, оказалось, что это школьники лет 12-14 во главе с двумя учительницами.

Название Эклизи-Бурун можно перевести как «Церковная гора». И правда, на ней в древности находился храм Пресвятой Богородицы, следы которого до сир пор на вершине сохранились.

Также на вершине есть поклонный крест и табличка памяти воинам разведовательно-диверсионной группы «Витязь», сражавшейся здесь во время второй мировой войны. Где-то прочитала, что и во время Крымской войны Чатыр-Даг был центром многих сражений, и знаменитый Кутузов именно здесь потерял свой глаз.

С вершины открываются очень красивые виды, набежавшие облака не портили картину, а может быть даже делали ее более эпичной.

Так как в пути я провела уже около пяти непростых часов, то позволила себе небольшой отдых с чаем и бутербродами. Сидя на траве, попивая чаек под стрекот кузнечиков и любуясь красивой панорамой, я завидовала сама себе.

Реально оценив свои силы и время, я отказалась от варианта спуска на Нижнее плато. Но до г.Ангар-Бурун дойти, конечно, решила. Все равно возвращаться в ту же сторону, а до вершины надо всего лишь сделать небольшой, как мне показалось, крюк. И действительно, переход с одной вершины на другую занял у меня меньше часа.

Виды с г.Ангар-Бурун более спокойные, но тоже очень красивые. А самое главное, хорошо просматривается урочище Демерджи, моя цель следующего дня.

Спускаться к Ангарскому перевалу можно разными тропами. Но спускаться по Холодному кулуару или через перевал Форточка никто не рекомендует, тем более в одиночку. Эти спуски очень опасные и крутые. Поэтому я вернулась до Каменных кругов и начала спуск в сторону Ангарского перевала по тропе, идущей через т/с Буковая поляна.

Сначала спуск был довольно крутой, и на уставших ногах получалось очень медленно. И тут я увидела, что навстречу мне поднимается парень с велосипедом на плечах. Видно было, что ему ужасно тяжело. Когда мы поравнялись и поздоровались, я ему сказала, что когда поднималась на плато, то думала, что мне очень тяжело, но теперь понимаю, что бывает еще тяжелее. Он в ответ измученно улыбнулся, кивнул в подтверждение моих слов и медленно продолжил подъем. А я — спуск.

Несмотря на то, что после спуска с плато тропа довольно широкая и спокойная, идти было все равно трудно, опять вернулась боль в стопах, которая приходила в конце каждого большого ходового дня и каждый шаг давался с трудом. В 3 часа дня я была на Ангарском перевале. Первое, что сделала, когда дошла, сняла обувь и минут пятнадцать сидела на каком-то пне, без сил двигаться дальше.

Планируя этот день, я долго искала место, где можно было переночевать. Турбаза на Ангарском перевале непонятно, работает или нет, в палатке не хотелось, оставалось с.Лучистое. Через горы до него 7 км хода, а это в конце дня не менее 3 часов. Поэтому я запланировала участок от перевала до села доехать на транспорте. Это был запланированный переезд, а не слабость. Хотя выходя утром из дома, была мыслишка, что если останутся силы, дойти до Лучистого пешком. Сил не осталось. Совсем. Я даже несколько автобусов пропустила, так как не было сил встать и поднять рюкзак.

До Лучистого добралась двумя автобусами очень удобно и быстро, за каждый переезд заплатила по 17 рублей. До сих пор поражаюсь стоимости проезда в общественном транспорте Крыма. Затем по крутой дороге из центра поселка поднялась к подножью урочища Димерджи до турбазы «Золотая подкова», где у меня была забронирована комната. По пути в одном из домов прикупила домашнего творога на ужин, так как понимала, что спускаться в поселок в магазин я точно не захочу.

За комнату с отдельным входом и всеми удобствами с меня взяли в два раза меньше стоимости, так как от нее потеряли ключ, а затем еще и пропала горячая вода. В душ меня провели в основной корпус в хозяйственную комнату, но мне было все равно, лишь бы постоять под горячей струей. Потом я прекрасно поужинала в кафе, а творог пригодился на завтрак. Довольно сносный wi-fi и удобная большая кровать были приятным завершением такого насыщенного и необыкновенного по своей красоте дня.